Милицейские роли Сергея НИКОНЕНКО

Авторское издание Юрия Белова
Ответить
Аватара пользователя
Vesper
Купец второй гильдии
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 30 май 2010, 16:11

Милицейские роли Сергея НИКОНЕНКО

Сообщение Vesper »

16 апреля 70-летний юбилей отмечает режиссер и актёр народный артист РФ Сергей Никоненко

Милицейские роли Сергея Никоненко

В послужном списке актера Сергея Никоненко целую галерею составляют образы сотрудников милиции. В кино он “прошел путь” от рядового инспектора ГАИ в одноименном фильме до высоких милицейских чинов (телесериал “Каменская”), расследующих серьезные преступления, сделав карьеру, как говорится. Единственный “прокол” случился у мастера с фильмом “Тема” режиссера Глеба Панфилова, который был запрещен чиновниками от киноискусства и пролежал на пресловутой полке 7 лет. Справедливости ради, скажем: не по вине актера Никоненко. Картина в целом обнажала пороки современного общества, в частности царившую двойную мораль, противопоставляла судьбу безвестного крестьянского поэта фигуре драматурга-конформиста.
Сергей Никоненко сыграл свою роль – младшего лейтенанта ГАИ Юрия Синицына – на редкость убедительно, создав положительный образ честного, неподкупного, стража порядка. Съемки “Темы” зимой 1979 года проводились на улицах и площадях Суздаля – города С. по сценарию, куда приезжают главные герои кинокартины: драматург Есенин (М.Ульянов), его любовница аспирантка института культуры Светлана (Н.Селезнева) и писатель Пащин (Е.Весник). На моих глазах в центре города, около здания библиотеки, снимался эпизод, когда инспектор дорожного надзора Синицын останавливает машину героев и штрафует водителя за грубое нарушение правил уличного движения (свернул на “кирпич”), несмотря на то, что узнал “знаменитого драматурга” и его друга писателя Пащина, к тому же земляка, который “круто пишет” и только что оставил ему три автографа на память – для него самого, “пассии” (девушки) и начальника ГАИ. Нанесен удар по самолюбию Пащина, самоуверенно толкнувшего Кима Есенина на нарушение правил заявлением: “Не бойся. У меня здесь вся милиция – друзья”. В отчаянии Пащин просит пощадить водителя, но инспектор непреклонен:
- Не имею права, Игорь Иванович, у нас все равны!.. - говорит младший лейтенант ГАИ Пащину, а потом его другу: - И за правду готов держать ответ, хоть перед министром…
Режиссер Г.Панфилов довольно много репетировал с актерами сцену выяснения отношений между героями – остросоциальную, динамичную и очень характерную. Но самую хорошую возможность вжиться в образ однажды предоставил актеру Никоненко случай из реальной жизни, когда он отрепетировал эту сцену на живом примере.
Это был совсем другой кадр, который снимался в другом месте - около ресторана “Погребок”, на улице, ведущей в заповедный кремль, куда въезд туристским автобусам и автомобилям был запрещен. Он и сейчас висит на углу торговой площади.
- Скучая в ожидании съёмки, я заметил, что какая-то правительственная машина едет в нашу сторону, к кремлю, нарушая правила. – рассказывал мне Сергей Петрович. – Я встал посередине дороги и жезлом показал ей прижаться к обочине. Потом подошел к водителю и, как положено, представился: “Инспектор дорожного надзора младший лейтенант Синицын”. А водитель мне говорит: “Ты знаешь, кого я везу?” Я невозмутимо: “Знак видели?” И даже номер знака, запрещающего въезд, назвал. А водитель все твердит свое: “Ты знаешь, кого я везу?” – все стращал меня. А я совершенно спокойно, по роли: “Знак видели или не видели?” – “Ну видел, видел знак!” - “Тогда предъявите документы”.
Он полез за документами, вышел из машины, продолжает актер. Я с ним разговаривал, убеждая, что “здесь даже козы под знак не ходят” – всё из роли (смеётся). Да, вот такой этюд я разыграл с живым шофёром. Наконец из машины вышла женщина-экскурсовод (мужчина, сидевший на заднем сидении, видимо, большая шишка, не вышел) и сказала: “Артист Никоненко, хорошо у вас получается, но нам надо ехать…” Разоблачила меня. Я заулыбался и отошел в сторону: “Ну тогда ладно – езжайте…”.
Народному артисту России очень к лицу была милицейская форма, да и играл он свою роль великолепно. Поэтому я и попросил его встать на проезжую часть улицы Ленина в полном облачении, с жезлом, и сыграть для меня еще один “этюд”, чтобы я смог сделать фото на память о киносъёмках и одной из лучших его милицейских ролей.

Юрий БЕЛОВ.

НА СНИМКЕ: народный артист России С.П.Никоненко в образе инспектора ГАИ Юрия Синицына. Февраль 1979 г.

Фото автора
Вложения
Синицын - НИКОНЕНКО.jpg
Ответить

Вернуться в «Вечерний звон»