ПРИВЕТ ОТ ВИННИ ПУХА И ЕГО "РОДИТЕЛЯ"

Авторское издание Юрия Белова
Ответить
Аватара пользователя
Vesper
Купец второй гильдии
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 30 май 2010, 16:11

ПРИВЕТ ОТ ВИННИ ПУХА И ЕГО "РОДИТЕЛЯ"

Сообщение Vesper »

ПРИВЕТ ОТ ВИННИ ПУХА И ЕГО «РОДИТЕЛЯ»

Известно, что в Суздале уже много лет подряд проводится Российский открытый фестиваль анимационного кино. Он включает в себя конкурс фильмов, программы просмотра внеконкурсных работ, программы детских анимационных студий, научно-практические конференции, выставки, ярмарки, разнообразные творческие встречи и даже …авиашоу на пленере «Крылья фестиваля» (2016). Одним из завсегдатаев является Эдуард Васильевич Назаров – сценарист, художник и режиссёр, ветеран мультипликации или анимационного кино, народный художник России (2012). Приезжал он и на Фестиваль сказки, проводившийся в ГТК в 2000-х годах. В кино с 1959 года. Начинал прорисовщиком, потом овладел профессиями художника-постановщика и режиссёра – прошел все ступени роста и достиг вершин. С августа 2007 г.Э.В.Назаров является художественным руководителем студии «Пилот», более 20 лет преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров, в 1990-х годах был ведущим телепрограмм «Анимация от А до Я». Великий человек!
Среди самых известных работ мастера можно назвать трилогию о Винни Пухе (художник-постановщик) – «Винни Пух» (1969), «Винни Пух идёт в гости» (1971) и «Винни Пух и день забот» (1972), а также фильм «Жил-был пёс» (1982), где Эдуард Васильевич выступил в качестве сценариста, художника и режиссёра. Это был звёздный час!
В первые годы Э.В.Назаров приезжал в Суздаль с женой и собачкой-таксой, последние годы – один. Небольшого роста мужчина с правильными чертами лица, седыми волосами и усами, внимательным спокойным взглядом. Доброжелательный.
Эдуард Васильевич охотно согласился побеседовать с корреспондентом нашей газеты. Предлагаем вашему вниманию текст.
- Эдуард Васильевич, если не секрет, над чем вы сейчас работаете?
- Книжки рисую в издательстве «Самовар». Была выставка сегодня здесь моя, небольшая, занимался с детишками. Я собственно от этого издательства и приехал на фестиваль.
- Город посмотрите.
- Если повезёт.
- Ведь раньше не было такой возможности?
Почему? Каждый раз выходил, обязательно.
- Какое впечатление производит на москвича, творческого человека, Суздаль?
- Я не знаю, какое впечатление производит на творческого человека – не знаю, что это такое, понимаете? Не творческого. На меня производит замечательное впечатление. Это совершенно особенное место. Я уж не буду говорить дежурных слов про красивые церкви и про прочее. Все эти слова о святости, честно говоря, о духовности, становятся навязчивыми. Мне просто здесь хорошо. Я жалею, что в молодости и потом здесь не бывал. Довелось только в последние годы.
- В последнее время в печати появляются статьи, материалы о том, что в Суздале строятся особняки, которые портят внешний облик.
- А Москва! Что наш Лужок натворил, Боже ты мой! Сейчас он будет строить небоскрёбы как в Нью-Йорке. Не знаю, все ошалели совершенно. Я не боюсь этого слова, Юрий Михайлович ошалел, он Москву вообще изуродовал. Всю. Спасибо ему большое за кольцевую дорогу, а всё остальное – тьфу! Понимаете? Бутики, зачем они нужны? Люди с голоду почти помирают, а им бутики. Это разговор почти политический. Ужас!
- Такие процессы имеют место и в Суздале.
- У нас все без головы.
Это эгоизм – люди думают только о себе.
- Да просто дурость абсолютная.
Эдуард Васильевич, вот сегодня вы давали мастер-класс детишкам, азы профессии им давали. Интересно, а как вы сами стали художником? Наследственность или влияние человека какого-нибудь?
- Нет. Я учился элементарно, как эти дети сегодняшние, они учатся в художественной школе. И я также учился в художественной школе, и окончил, и попал на студию «Союзмультфильм» по объявлению в газетке, и там застрял на всю жизнь. И всё, ничего особенного.
- С детства любили рисовать?
- Ну да.
- На студии «Союзмультфильм» сколько лет проработали?
- Всю жизнь. Я пришел туда в 17 лет и ушел, собственно говоря, на пенсию.
- Глупо говорить о том, что сказка играет большую роль в жизни…
- В нашей жизни играет роль всё, понимаете? Абсолютно. В жизни профессионального человека, который занимается мультипликацией, разумеется имеет огромное значение. Ну и это мне всегда , и сейчас я это всё люблю. Другое дело, что обстоятельства как-то меняются. И когда студия развалилась, значит, надо было заниматься чем-то другим. Сейчас уже не вернёшь, студия не вернулась в свою колею так или иначе. Всё это достаточно печально, но с другой стороны, и куда ж ты денешься от обстоятельств? Никуда.
- Вы верите в то, что студия «Союзмультфильм» возродится?
- Верить или не верить это вообще-то ненадёжное дело.
- Ненадёжное? Верить?
- Верить ненадёжно и не верить ненадёжно, потому что возродиться так, как оно было, не возрождается. Ничего не возрождается. Повлияла смена технологий и переход к компьютеру. Сейчас любая студия вынуждена выбрасывать на помойку киноплёнку, устаревшие съёмочные станки, объективы, камеры и всё прочее. Все снимают уже на цифру, в крайнем случае на компьютер. Технология поменялась..
- А лично вы используете новые технологии?
- Я нет. Я стараюсь использовать свои мозги, занимаясь со своими студентами, с молодыми ребятами, пытаюсь заниматься с ними здравым смыслом, а уж какой это приобретёт оттенок технологический, это их личное дело.
- Если можно, Эдуард Васильевич, расскажите, как рождался замысел мультфильма о Винне Пухе, на котором вы работали художником вместе с В.Н.Зуйковым, а режиссёром был Ф. С.Хитрук?
- Насколько я знаю, этот образ «импортный», заграничный. И вы решили перенести его на русскую почву.
- Да. Образ был создан в Великобритании замечательным детским писателем Александром Милном в 1930-40-е годы, точно не помню. И уже в 1950-60-е книга была впервые переведена у нас Борисом Заходером. Б. Заходер перевел текст замечательно на свой лад, конечно. Это называлось авторизованным переводом. . Тем не менее появился на свет русский Винни Пух, свой родной, которого полюбили взрослые и дети. И к тому времени, я не знаю, сколько изданий вышло, я видел по крайней мере точно, к 1967-68 году, когда мы начали работать. Режиссёр Ф.С.Хитрук, честно говоря, не подозревал даже о существовании этого произведения. Его на это натолкнул Владимир Николаевич Зуйков. Ну как всегда: заканчивается кино и надо что-то дальше делать. К тому времени мы закончили первую работу «Фильм, фильм, фильм» с Зуйковым, и Федор Савельевич был в раздумьях: что дальше? А поскольку режиссер, оглядываясь назад, всегда работал как мятущийся поэт, не знающий куда себя приложить в данный момент, и в то же время стремясь приложить себя везде, поэтому он бросался из одной темы в другую: из взрослых в детство, в политику, из политики в сказку, в фантастику и т.д.
- Русский человек?
- Это у него надо спросить, в паспорте написано, что белорус. Тут такие контрасты были до этого. Хитрук начал работу с Зуйковым – не с фильма, который был в производстве «Союзмультфильма», а с вставок, заставок в полнометражный фильм – натурный – «Зигзаг удачи». Это фильм 1967 г. выпуска, Э.Рязанова. И там Зиновий Гердт читал текст от автора, как во многих фильмах это делал, – прекрасно, замечательно. И под его замечательный монотонно-лирический ядовитый голос мы делали, старались делать ядовитые, иногда даже чересчур, антисоветские что называется, картинки, часть из которых, к сожалению, выкинули, и они больше на экран не вернулись, разумеется. Ну как можно было оставить в фильме такую фразу, которую Гердт говорит: «Все великие свершения человечества, решения о всех великих свершениях принимались общим голосованием». При этом возникала на экране стая волков, один волк начиная выть и все остальные подвывали. И потом сразу переходили к следующему, например: «Такое благотворительное мероприятие, как Варфоломеевская ночь, было принято единогласно». И там церковники голосовали крестами, а потом люди вываливались из окон, шел пожар и прочее. А чего идти далеко в истории – у нас своя история не менее богата. Ну например. Однажды было решено общим голосованием построить Храм Христа Спасителя. И возник Храм Христа Спасителя, знакомый нам по фотографиям. Потом на этом месте было решено возвести Дворец Советов. Храм Христа Спасителя взрывался на экране – почти как в натуре. И образовалась дырка. Из этой дырки вырастал Дворец Советов – это огромное здание со статуей Ленина наверху.
- И это всё вы нарисовали? Всё было?
- Да, конечно, всё было сделано – 1967 год. Я рисовал чертежи этого Дворца Советов со всеми сносками и выносками, прочёл всё про архитекторов. Но там статуя Ленина 70 м на Дворце. Как её можно было показывать? Ну никак. Поэтому я наклеил просто облака. Я Ленина нарисовал, но сверху наклеил облако и он с облаком поднимался из этой дыры. Потом Гердт говорил, что было решено, опять же единогласно, на этом месте построить Дворец». Он входил в эту дырку так, и было решено построить плавательный бассейн. Дырка заполнялась водой и там люди начинали купаться, с вышки начинали прыгать в горяченную воду. И Гердт говорит: «Мы уверены, что в следующий раз, когда на этом месте будет решено построить еще что-нибудь, все проголосуют единогласно также». Все поднимали руки из воды и…тонули.
Вот такие броски были у Хитрука. После картины «Фильм, фильм, фильм» сразу рывок в сказку «Винни Пух». Нет, совсем не для отдыха – мы там чуть с ума не сошли. Хитрук был режиссёром, а мы с Зуйковым – художники. Вот замысел. Вова пришел и говорит: «Есть такая книга». Хитрук прочитал и… заболел Винни Пухом. Всё пошло.
- А как рождался зримый образ? За границей это тоже был медвежонок?
- Дело в том, что Винни Пухо было наделано вообще-то достаточно, и самый известный из них это американский, диснеевский. Я не помню, как он называется, но в общем у американцев Винни Пух совершенно другой. Он скорее похож на традиционного Винни Пуха, которого нарисовал когда-то первый - английский – художник, Шепард.
В нашей стране при первом издании книги в 1950-х годах, образ практически повторила художница Алиса Поррет. Это был обычный медведь, у которого руки и ноги двигались. Домашняя игрушка. Там же речь шла об игрушках. Мы пошли несколько сложноватым путем: вроде бы это детская страна как-бы, детское рисование и в то же время не очень. Всё равно не могли мы пойти по детским рисункам. Всё было достаточно декоративно. Ну и что же?
Стали искать голос в первую очередь. В мультипликации, если у вас идет речь, то сначала ищут голос герою, артикуляция делается потом. Рисуется каждый кадр. Первым из актёров, кого мы пригласили, был Евгений Леонов.- совершенно потрясающий, записался. Но режиссёру он не понравился сначала. Не понравился – стали искать других. Федор Савельевич записывал, записывал, а потом ему директор картины сказал: «Федор Савельевич, а что это вы разогнались писать-то? Денег-то уже нету на Винни Пуха. Все лимиты исчерпаны».
Что делать? Все актерам не удавалось попасть голосом в артикуляцию на изображении.. И тут я предложил убыстрить движение пленки. Немножечко убыстрили и абсолютно сразу Е.Леонов сразу попал – хриплый такой дедушка получился и в то же время как-бы мальчик. Хрипловатый мальчик получился.
Ну а дальше Ию Саввину пригласили на Пятачка. Она сразу заявила: «Я знаю, как делать». Она же женщина решительная. Она сказала: «Пятачок должен говорить как Белла Ахмадулина». Она так и записалась. Помните, Винни Пух висит где-то под облаками на шарике: «Ну на кого я теперь похож?» – спрашивает Пятачка сверху, - а тот кричит ему: «Ты похож на медведя, который летит на воздушном шаре» - ахмадулинскими интонациями. Всё так поэтически идёт. Фильм получился интересным.
- Я с вами полностью согласен, Эдуард Васильевич, потому что история получила продолжение ещё в двух фильмах. Кроме того, я вижу, что Винни Пух до сих пор держит вас…
- В каком смысле?
- Мастер-класс для детей в ГТК вы начали с Винни Пуха.
- Для детей, да, конечно. Потому что они это видят часто. Потом Винни Пуха проще рисовать чем Пса или Волка.. И потом всё равно это ближе. Потом на стендах картинки висели Винни Пуха, из книги, которого я рисовал. Поэтому это как мостик на мастер-класс для ребят, для затравки.
Ю.БЕЛОВ.
Вечерний звон № 9, 27 августа 2016
Вложения
Держит слово Назаров. февраль 2012 040.jpg
Ответить

Вернуться в «Вечерний звон»