А.П.Чехов: "Я не люблю Крым"

Авторское издание Юрия Белова
Ответить
Аватара пользователя
Vesper
Купец второй гильдии
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 30 май 2010, 16:11

А.П.Чехов: "Я не люблю Крым"

Сообщение Vesper »

Встреча в Ялте
А.П.Чехов: «Я не люблю Крым»



Антон Павлович Чехов читал одесские газеты довольно внимательно, его раздражали неточности, порою — беспардонные выдумки. Кроме того, он считал, что «Одесские новости, «Южное обозрение», «Одесский листок» слишком много внимания уделяют «мировым проблемам», игнорируя жизненно важные «областные вопросы». «Зачем это стремление к сенсации? Зачем эта шумиха громких слов? — восклицал писатель в одной из бесед. — Все это так бесцельно... Надо быть проще. Нет ничего хуже манерничанья...» Пустыми называл он заметки в одесской хронике, оповещающие о приездах и отъездах всех более или менее значительных «гостей». Но в данном случае, пожалуй, критика чересчур резкая. Время показало, сколь бесценна эта хроника для восстановления фактов биографии побывавших в Одессе писателей.
К чести одесских газетчиков надо сказать, что, зная о прохладном к ним отношении писателя, они не мстили ему злобными выпадами, а в 1910 году даже опубликовали такую милую шутку:
«Приехавшего в Москву Л. Н. Андреева спросили про Чехова.
— Я мало знал его, — ответил Леонид Николаевич . — У меня с ним было всего каких-нибудь четыре-пять встреч но для меня были необыкновенно приятны минуты, проведенные в его обществе. И. А. Бунин, между прочим, рассказывал, что Чехов не любит слова «пессимист». К этому могу добавить, как при первой или второй встрече с ним я по молодости лет спросил у Антона Павловича, кто он — пессимист или оптимист. Он мне ответил:
— Оптимист... Ну, конечно, оптимист!..
Я очень удивился:
— А что же говорят, что вы пессимист?
Дословно он мне ответил на это:
— Нет! Это в Одессе выдумали!..»
Чехов отказывался принимать представителей «южней прессы», давать интервью. Повезло, пожалуй, только Лоэнгрину —. под этим псевдонимом выступал известный публицист «Южного обозрения» и секретарь литературно-артистического общества в Одесса П. Т. Герцо-Виноградский.
Весной 1902 года Петр Титович жил в Ялте. Его сосед по гостинице — петербургский газетчик, узнав, что Герцо-Виноградский хотел бы побеседовать с Чеховым, взялся устроить встречу. 4 мая сидевший на скамейке .около своего дома в Верхней Аутке писатель поднялся навстречу журналисту и пригласил его в кабинет.
«Из большого окна, — вспоминал Герцо-Виноградский. — открывался превосходный, чарующий вид на Ялту, на море, на горы. И первой моей невольной фразой было:
— Какой чудный вид.
— Боже мой, как этот вид мне надоел; - ответил Чехов.
— Вы не любите Крыма?
Да, я не люблю его. 0н всегда производит на меня впечатление чего-то поддельного. Эта слишком большая яркость неба и красок. Все это — фольга. Все это излишне кричит. Я живу здесь по необходимости. Вы бывали в северных губерниях? Колорит неба там симпатичнее. В природе нет этой пестроты. Чтобы познать Россию, оценить ее, вникнуть вее сердце, надо поехать туда».
Беседа писателя и журналиста длилась около двух часов. Говорили о политике и философии, о значении этики в человеческих отношениях и об искусстве, касались всевозможных вопросов текущей жизни и. конечно же, современной литературы, В этом разговоре Чехов с большой приязнью говорил о Горьком, высоко оценивал его литературный талант, тепло отозвался о Бунине. Не могли собеседники не вспомнить и Толстого, и тогда Чехов сказал, "что не согласен с основным принципом его учения — непротивлением злу насилием.
«Толстой — это, может быть, высшая философия, — развивал Антон Павлович свою мысль, — это величайший альтруизм, но к жизни это неприменимо... Борьба за святые права личности должна быть везде, и безнравственно, если бы ее не было... Если кому-либо кланяться в ноги и умильно просить его о чем-либо, из этого ничего не выйдет. И только твой поклон пропадет даром, и краска стыда зальет твoё лицо. Надо не просить, а требовать»
Интервьюер особо отметил: «Чехов так убедительно резко и непреклонно говорил о том, что счастье для человечества и мировая гармония для людей могут наступить только после ПРОТИВЛЕНИЯ злу злом; в этом сквозила такая почти физическая уверенность, которая могла бы заставить даже совершенно отрицающего кровавую борьбу уверовать в слова писателя». И далее говорил журналисту Антон Павлович: «Через эту кровь человечество идет к лучшему. Есть в этом фатальная необходимость».
Речь его при этом была, «полна глубокой убежденности, и веры, и стремления на подвиг».

Григорий ЗЛЕНКО
Ответить

Вернуться в «Вечерний звон»