Ирония судьбы, Или НОвый год без Рязанова

Авторское издание Юрия Белова
Ответить
Аватара пользователя
Vesper
Купец второй гильдии
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 30 май 2010, 16:11

Ирония судьбы, Или НОвый год без Рязанова

Сообщение Vesper »

Ирония судьбы, Или Новый год без Рязанова
Новый год настает! Он у самого порога…
А где же Эльдар Рязанов, режиссёр-постановщик весёлых новогодних фильмов «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, Или с лёгким паром»?
После тяжелой и продолжительной болезни скончался, месяц не дожив до Нового 2016 года, когда можно было бы отметить 60-летие выхода в прокат фильма «Карнавальная ночь» и 40-летия «Иронии судьбы, или с Лёгким паром». Чуть-чуть не дотянул всенародно любимый режиссёр до Года кино, хотя кино, кинематограф был домом, в котором он жил и творил замечательные произведения киноискусства. Ушел из жизни выдающийся мастер кинокомедии, последний из могикан советского кино.
Я смотрел все картины Э.А.Рязанова, снятые при советской власти и в последующие тревожные времена; мне посчастливилось присутствовать на съёмках фильма «Забытая мелодия для флейты», проводившихся в Московском доме медицинских работников (ул.Герцена, 19), встречаться с Эльдаром Александровичем на киностудии «Мосфильм» и на Московских международных кинофестивалях, беседовать с ним, фотографировать – вместе с легендарной актрисой Людмилой Гурченко, снимавшейся в его знаменитых фильмах «Карнавальная ночь» (1956) и «Вокзал для двоих» (1983). От Эльдара Александровича я узнал, что он приезжал в Суздаль для выбора натуры для съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово», был в гостях у директора суздальского кинотеатра В.Е.Хитрова.
- Почему не снимали в Суздале? – спросил я.
- Суздаль интересный красивый город, но купеческий. А нам нужен был дворянский. – ответил он.
Найти человека в Москве нелегко, когда неизвестна «прописка».
Даже мёртвого

Когда пришло известие о кончине Э.А.Рязанова, я решил съездить на похороны, проводить уважаемого человека в мир иной. Место и время проведения гражданской панихиды вначале было неизвестно. Сообщен был только день – 3 декабря. Пришлось ждать. Буквально накануне поездки, поздно вечером я заглянул во всемирную паутину и узнал на одном из многочисленных сайтов, что похороны состоятся на кладбище Новодевичьего монастыря, а гражданская панихида пройдёт в киноклубе «Эльдар», организованном и открытом по инициативе Э.А.Рязанова в январе 2005 года. Киноклуб был задуман, по выражению самого режиссера, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, шли фильмы и спектакли как российских, так и зарубежных режиссёров, проходили творческие встречи, концерты. А теперь здесь пройдёт панихида по учредителю?
Что ж, это показалось вполне логичным.
В утренней скоростной электричке пассажиров было совсем немного. В вагоне было светло и уютно, по салону никто не расхаживал. Я вспоминал фильмы кинорежиссера, встречи с ним, думал о предстоящих событиях. Время пролетело незаметно. В 10 утра электричка прибыла на Курский вокзал столицы.
Дальше метро. С одной пересадкой добрался до станции «Проспект Вернадского». Выйдя на улицу, стал спрашивать, как пройти до киноклуба «Эльдар». Оказалось, что это на Ленинском проспекте, довольно далеко, если идти пешком. Но я благополучно разыскал и проспект и дом – бывший кинотеатр «Казахстан», где вот уже 10 лет находится центр кинокомедии под названием «Эльдар». Теперь это будет памятник мастеру.
Каково же было моё огорчение, когда возле киноклуба я не увидел никакой толпы – абсолютно никого. Что такое? Прохожу через стеклянные двери, спрашиваю охранника, где проходит панихида по Эльдару Александровичу.
- В Центральном доме литераторов, в центре Москвы - отвечает он. – Начало в 10.00. А вы посмотрите объявление на наших дверях, там всё написано.
- Но в интернете я прочитал, что панихида будет у вас…
- Вас ввели в заблуждение. Надо было смотреть официальный сайт.
Сидя в автобусе, который должен был меня довести до ближайшей станции метро, я вспомнил один из первых фильмов Э.Рязанова, который смотрел еще школьником, - «Девушка без адреса». Это лирическая комедия о том, как молодой парень Паша Гусаров (Н.Рыбников) со своим другом Митей Савельевым (Ю.Белов) бродят по Москве, разыскивая девушку Катю Иванову, с которой он познакомился в поезде и увлёкся, но не успел узнать её московский адрес. Короче, это любовное приключение с песнями. Кать да еще Ивановых в Москве оказалось великое множество. Катя весело распевает, увлеченно протирая стекла в комнате своего дедушки (Э.Гарин), к которому приехала в гости: О Москве:
«Так вот она какая,
Большая-пребольшая»;
А Паша Гусаров поёт о своём:
«Найти человека в Москве нелегко,
Когда неизвестна прописка…»
Вот в такой ситуации оказался и я, по своей глупости, конечно. Как позже выяснилось, первоначально было принято решение гражданскую панихиду проводить в Колонном зале Дома Союзов» (по просьбе родственников), но позже место прощания переместили в Центральный дом литераторов на Большой Никитской улице. По дороге на Большую Никитскую, в автобусе, а потом в метро, я очень переживал: ну, думаю, наверное, опоздаю, потому что стрелка часов преодолела уже цифру 12. Приходилось даже делать короткие перебежки.


Четыре часа прощания
Меня выручила поистине всенародная любовь и глубокое уважение к творчеству и личности Э.А.Рязанова, потому что гражданская панихида в ЦДЛ проходила 4(!) часа: с 10 до 14. Да и то организаторы вынуждены были прервать поток желающих проститься и возложить букеты цветов, потому что начинало уже смеркаться.
На входе в ЦДЛ был установлен портрет Рязанова, еще один - во всю стену между первым и вторым этажом. Под ним - слова из песни, звучавшей в фильме "Служебный роман". В зале, где был установлен гроб с телом Эльдара Рязанова, показывали отрывки из телепередач и интервью с его участием.
Кроме простого народа в ЦДЛ было много деятелей культуры и искусства, режиссёров, актёров, в том числе тех, кто снимался в фильмах мастера кинокомедии, причём в нескольких: Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили (приехал из Питера), Александр Ширвиндт, Алёна Бабенко. Светлана Немоляева снялась в четырех. Её родной брат Николай Немоляев, кинооператор, снимал фильм «Старики-разбойники» Э.Рязанова. Народная артистка СССР Инна Чурикова снялась только в одном - «Карнавальная ночь-2, Или 50 лет спустя», в роли врача-стоматолога, но прониклась глубоким уважением к мастеру и на гражданской панихиде произнесла трогательную речь.
По словам актрисы Инны Чуриковой, она преисполнена чувством глубокого уважения и нежности по отношению к режиссеру. "Он для меня нежный, очень близкий человек, очень тонкий. Он снимал картины вечного обаяния», — заметила актриса.
"Это человек, которому я обязан очень и очень многим, так же как и большинство актеров, снимавшихся в его фильмах. Пять фильмов мы сработали вместе, и в каждом фильме он открывал мне не страну, не людей, а самого себя», — сказал Олег Басилашвили.
Он подчеркнул, что благодаря Рязанову понял предназначение кинематографа и актера. "Всей своей жизнью Эльдар доказывал, что, если ты не неравнодушный гражданин, непронизан чувством любви к своей стране, к своим людям, ты не актер. Для меня его уход из моей жизни большой удар», — подчеркнул Басилашвили.
Актер Александр Ширвиндт заметил, что таких уникальных людей, как Рязанов, не было и больше не будет. "Говорить об Элике можно только солнечно, радостно, улыбчиво. Я сейчас думаю о том, что, когда срок сосуществования приближается к шестидесяти годам, — это такой довольно серьезный испытательный срок для взаимоотношений. Я счастлив, что он когда-то приютил меня у себя, я счастлив, что эти годы никогда не были омрачены ни предательством, ни обидами. Это все очень важно, потому что когда рядом существуют такие архинеординарные личности, то это страшно мобилизует на существование», — отметил Ширвиндт.
Режиссер Владимир Меньшов подчеркнул, что искусство кино не такое вечное, как принято считать, но работы Рязанова внушают надежду, что новые поколения будут помнить картины прошлого. "Опыт Рязанова, который шестьдесят лет назад сделал "Карнавальную ночь" и которую каждый год показывают на Новый год, я уж не говорю об "Иронии судьбы", показывает, что есть какая-то доля вечности в нашем искусстве и мы можем позволить себе надежду, что наши фильмы будут оставаться", — заметил Меньшов.
Зрительный зал был полон, по проходу слева шел поток людей на сцену, где был установлен гроб с телом покойного, поклонники таланта склоняли головы, возлагали цветы и спускались в проход справа, где можно было спуститься к выходу, но некоторые из знаменитостей вставали у стены. У гроба скопилась гора из цветов и венков, венки стояли один за другим у основания сцены. Возле гроба сидели вдова усопшего режиссёра, родственники, вдова актёра З.Гердта, известный журналист Г.Боровик, композитор С.Никитин, другие близкие друзья.
В какой-то момент я заметил сутуловатого старичка, поднимающегося на сцену, которого поддерживали под локти спутники. Оказалось, что это ровесник Эльдара Александровича (1927 г.р.), художник-постановщик Александр Тимофеевич Борисов, принимавший участие в работе над половиной фильмов, начиная с «Иронии судьбы, Или с Лёгким паром», бывший преподаватель ВГИКа, профессор.
В фойе и зале было много представителей СМИ с фотокамерами и телевизионной аппаратурой, но близко к сцене их не допускали. У входа в ЦДЛ, ближе к окончанию панихиды и прощания, мне навстречу попался известный хирург Л.Рошаль и протянул руку, хотя мы с ним незнакомы…. В ожидании выноса мне довелось пообщаться с легендарным Лёней Голубковым (артист В.Пермяков), который в лихие 90-е «жене сапоги купил» на халяву. Написал недавно пьесу «Рождение», обещал мне её прислать по электронной почте, и прислал, но у меня пока нет времен почитать её.
Толпе людей, заполонившей улицу возле ЦДЛ, пришлось долго ждать выноса гроба с телом режиссёра. Кое-кто наблюдал событие с крыш домов. Когда гроб, наконец, вынесли, раздались продолжительные аплодисменты.
ЦДЛ – вокзал для двоих
Оказавшись на печальной церемонии в ЦДЛ, я вспомнил, что впервые в этом здании побывал весной 2011 года на похоронах народной артистки СССР Людмилы Гурченко. Удивительно, но прощание с киноартисткой происходило не в Доме кино, а в Доме литераторов. То же самое случилось с кинорежиссёром, её «крёстным отцом» в кинематографе. Впрочем, логика в этих событиях есть: Людмила Марковна обладала, безусловно, литературным дарованием. Я в этом лично убедился прочитав с удовольствием её книгу «Аплодисменты» (Москва, 1994). Э.Рязанов писал сценарии ко многим своим фильмам, писал очень приличные стихи («У природы нет плохой погоды»), является автором около десятка книг. Одна из них – «Неподведённые итоги» - имеется в моей библиотеке.
Оба, режиссёр и актриса, свои дни рождения отмечали в ноябре. И тот и другой по киношным делам бывали во Владимире и Суздале. Л.Гурченко снималась в «Женитьбе Бальзаминова», «Полётах во сне и наяву» и фильме «Нелюдь» (1990), который, правда, мало кто видел, потому что кинопрокат в те годы разваливался. Эльдар Рязанов присматривался к владимирскому вокзалу, потому что такой объект нужен был для съёмок двухсерийной картины «Вокзал для двоих». Пятнадцатой по счету! Об этом я вспомнил в конце 2015 года!
«Вокзал для двоих» - мой третий фильм о любви, - писал в своей книге «Неподведённые итоги» Э.Рязанов. – Им как бы замыкается трилогия, в которую входят «Ирония судьбы» и «Служебный роман». Сценарий, написанный Эмилем Брагинским и мной, рассказывал, казалось бы, о том же самом, что и в прежних работах: как в нашей стремительной, изменчивой, быстротекущей жизни два прекрасных, но не очень-то везучих человека находят друг друга. Их знакомство начинается ссорой, с взаимной неприязни, но постепенно, в процессе всматривания друг в друга души наших героев раскрываются, с них слетает неприятная шелуха, которая, по сути, оказывается оборонительным заслоном».
Так получилось, что именно ЦДЛ напомнил о творческой и духовной связи режиссёра и актрисы. А нескончаемый поток провожающих и прощающихся свидетельствовал о непреходящей любви к истинным мастерам культуры, какими, безусловно, были Л.М.Гурченко и Э.А.Рязанов.
И вот, ирония судьбы заключается в том, что ЦДЛ стал вокзалом для двоих – Людмилы Гурченко и Эльдара Рязанова, откуда их отправили в последний путь - на Новодевичье кладбище, ставшее их последним пристанищем. Могилы их оказались недалеко друг от друга. Народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР (за фильм «Ирония судьбы, Или с Лёгким паром, 1977) захоронили рядом с уроженцем г.Владимира, диктором Всесоюзного радио, народным артистом СССР Юрием Левитаном.
На кладбище была еще одна панихида. Со словами благодарности к почившему мастеру отечественного кинематографа выступили Н.И.Ельцина, кинорежиссер и историк Е.Цымбал и др.
«Я работал с Эльдаром Александровичем на восьми картинах, - сказал Евгений Цымбал. – Это было 15 лет жизни. Эльдар Александрович поверил в меня – принял на Высшие курсы сценаристов и кинорежиссёров, позднее я был его доверенным лицом на выборах в депутаты. Я считаю, что не было для меня большего счастья как знакомство и сотрудничество с этим человеком, который был эталоном для меня не только профессионализма, но и человеческих качеств:: доброжелательности, достоинства, порядочности, честности. К сожалению, мы вместе работали и на последней картине «Карнавальная ночь-2». Мысль об этой картин у него возникла еще в начале года. Но руководство телевидения этого не захотело, а потом передумало; и в начале октября сказали режиссёру: «Давайте делать это быстрее, чтобы успеть к Новому году». И эта идиотская сумасшедшая гонка, я думаю, и подорвала больше всего здоровье Эльдара Александровича».
Мимо гроба прошло большое количество людей. В ожидании последнего акта возле могилы стояли режиссёры В.Абдрашитов, В.Меньшов, Г.Панфилов, актрисы И.Чурикова, С.Немоляева, Л.Ахеджакова, доктор Л.Рошаль, почетный президент Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина И.А.Антонова и другие известные и простые люди.
Наконец, сотрудники похоронной службы на руках принесли гроб с телом покойного к могиле, а другие спустили гроб в могилу. Осталось только сказать «Прощай» и бросить гость земли, что и сделали все участники траурной церемонии. Репортеры всё это запечатлевали для своих изданий, студий и телеканалов, для истории. Слева возвышалась куча, составленная из зелёных еловых веток, на которой стояла табличка с фамилией, именем и отчеством и даты жизни: «Рязанов Эльдар Александрович. 18.11.1927 – 30.11.2015». Новодевичье кладбище погружалось в темноту, а масса народу начала…– таять.
- Пусть будем земля для Эльдара Александровича пухом! – сказала Н.И.Ельцина, - а мы будем ему кланяться всю жизнь.
Жестокий романс
Последним актом события были поминки в ресторане «Жестокий романс» (вспомните яркий фильм Э.Рязанова с прекрасными актёрами и музыкой А.Петрова), который располагается внутри киноклуба «Эльдар», одна из стен ресторана напоминает борт парохода «Ласточка» из этого фильма. Когда автобусы и автомобили подъехали к клубу, на улице было уже совсем темно. Так получилось, что я дважды побывал в киноклубе «Эльдар» и весь день посвятил памяти уважаемого сценариста и режиссёра. Вдове Э.А. Рязанова Эмме Абайдуллиной от имени суздальцев и от себя лично я выразил искренние соболезнования.
Напротив меня сидели режиссёр и актер (исполнитель роли И.А.Бунина в фильме «Дневник жены) А.Смирнов, его жена актриса Е.Прудникова (Катя в сериале «Два капитана») и А.Ширвиндт с женой, слева братья Досталь – Владимир Николаевич, бывший генеральный директор «Мосфильма», и Николай Николаевич, снимавший в Суздале фильм «Раскол». На почетном месте сидел старенький художник А.Т.Борисов, один из ближайших и любимых сотрудников режиссёра. Сзади меня, за другим столом, сидела Лариса Голубкина, сыгравшая главные роли в фильмах «Гусарская баллада» и «Дайте жалобную книгу».
Ближе к концу вечера мне удалось актрисе задать несколько вопросов.
- Лариса Ивановна, скажите, пожалуйста, какое место в вашей творческой жизни занимает сотрудничество с Эльдаром Александровичем?
- Первое, потому что это мой «папа», отец родной в кинематографе, который вывел меня перед объективом кинокамеры и «поставил на рельсы». А как я уже поехала, это были мои личные дела. Эльдар Александрович очень хорошим был, милым, славным человеком, а для меня такой дяденька – очень ответственный, которого я побаивалась, особенно на съёмках «Гусарской баллады». Он прекрасно знал, что ему нужно в кадре, а результат вы видели.
- В Суздале вы бывали?
- Недавно ездила и кое-что подарила вашему музею Владимиро-Суздальскому.
- А что именно?
Да…Не скажу! Вот когда будет выставлено, тогда сами увидите.
- Что-то связанное с кино?
- Нет, нет. С русской усадьбой.
Как сообщила директор Суздальского филиала Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.С.Зайкова, подарком оказался старинный буфет (XIX век). Он сейчас хранится в Суздале.


Юрий БЕЛОВ,
специальный корреспондент газеты «Вечернего звона»
Вложения
Похороны Рязанова. Ново-ДевичьеDSC_0055.jpg
В печальном молчании. Эмма, вдова.jpg
Ответить

Вернуться в «Вечерний звон»