ОТХОЖЕГО МЕСТА в Суздале НЕТ. Общественного

Авторское издание Юрия Белова
Ответить
Аватара пользователя
Vesper
Купец второй гильдии
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 30 май 2010, 16:11

ОТХОЖЕГО МЕСТА в Суздале НЕТ. Общественного

Сообщение Vesper »

«Вечные» проблемы

НУЖНОЕ МЕСТО НИКОМУ НЕ НУЖНО –
КРОМЕ ОБЫВАТЕЛЕЙ И ТУРИСТОВ

Если Суздаль центр международного туризма (как не раз заявлялось), то развитию туризма – полному удовлетворению потребностей гостей города - непременно должен сопутствовать …туалет. Извините, а как же без него путешествовать! Тем более, что даже сами слова, их первые слоги – туризм и туалет – шествуют в одном направлении. «В ту степь».
Как ни странно, но в древнем городе, музейном и туристском центре, давно и остро стоит проблема …туалета. Туалета типа сортир, как говаривал один из героев комедии Л.Гайдая «Бриллиантовая рука». Или уборной.1 Одним из первых с проблемой сортира столкнулся лётчик-космонавт Ю.А.Гагарин, приехавший в Суздаль по приглашению администрации СПТУ №20 17 сентября 1963 года. Черная «Чайка» с высоким гостем въехала прямо на территорию бывшего Спасо-Евфимиева мужского монастыря, где его ожидал приём. После осмотра швейного производства, школы, общежития для девочек-малолетних правонарушительниц и митинга на стадионе «Юный динамовец» Юрия Алексеевича повезли по городу в кремль, чтобы показать архитектурные памятники и музейные выставки.
Всё это заняло довольно много времени. В какой-то момент сопровождавшие космонавта заметили, с удивлением, отсутствие знаменитой «гагаринской улыбки» на лице, едва уловимое напряжение. Дорожная усталость, избыток впечатлений от встреч и осмотра уникальных памятников старины? Как выяснилось позже, после отъезда Ю.А.Гагарина из Суздаля, ему просто захотелось посетить определённое место. Догадываетесь, какое. Юрий Алексеевич терпел, не решаясь беспокоить гостеприимных хозяев по щекотливому вопросу. Не сказал, не намекнул. А заикнись он, тогда возникла бы щекотливая ситуация, потому что, кроме деревянной старенькой будки (как в деревне) на территории кремля (во дворе музея), приличного туалета просто не было. А этот предлагать стыдно.
Конечно, в гостиничных комплексах, гостиницах и ресторанах, кафе имеются туалеты, но людей с улицы туда неохотно пускают. Так сложилась ситуация, что на сегодня ни одного общественного туалета в городе Суздале – нет! Не по этой ли причине статус города Суздаля понижен до городского поселения? Имеются благоустроенные туалеты на территории кремля, Спасо-Евфимиева монастыря, совсем недавно открыт давно обещанный и долгожданный в Музее деревянного зодчества. Но это музейные объекты, а не городские, к тому же вход в туалеты платный. И это называется русским гостеприимством!
В Суздале много памятников архитектуры и старины. Недавно поставили памятник уроженцу г.Суздаля офицеру военно-морского флота (подводнику) и поэту-маринисту Алексею Лебедеву (1912-1941), выпускнику Ленинградского высшего военно-морского училища им. М.В.Фрунзе. Отлит, но не установлен на подходящим месте памятник суздальским огородникам и садоводам, поскольку этот традиционный для местных жителей вид деятельности умирает. Почему бы тогда не увековечить общественный туалет в бронзе? Ибо общественные туалеты медленно, но верно пропадают с улиц и переулков нашего заповедного города. Подобная проблема существует и в других городах. Она дискутируется, например, на страницах газеты «Невское время» в С.-Петербурге, городе на Неве, где количество общественных туалетов на Невском проспекте и в других достопримечательных местах тоже сокращается, их можно уже отнести к исчезающим видам общественных сооружений… А ведь ещё несколько лет назад в центре города было достаточное количество общественных уборных, сообщает газета.
Общественность бьёт тревогу: петербуржцы и многочисленные туристы испытывают острую нужду. «Известно, к чему может привести ситуация, при которой горожанам и гостям Петербурга негде справить нужду. Культурные, конечно, потерпят до квартиры (гостиницы, ближайшей закусочной). Но, к сожалению, уровень культуры в нашем городе, мягко говоря, не растет - со всеми "вытекающими" отсюда последствиями». Вот именно: люди вынуждены справлять нужду где попало, по мере своей находчивости и уровня культуры.
Нужда в отхожем месте в большом городе велика, а в маленьком – Суздале – она больше! Набирает обороты навязчивая услуга для гостей города в виде катания на лошадях, которую городские власти не в силах обуздать, направить в цивилизованное русло. Вы посмотрите, что творится на Кремлевской улице! А еще лучше – пройдитесь, бок о бок с туристами. Это основной туристский маршрут. И вы почувствуете, если слабенько-слабенько ветерок в вашу сторону подует, до боли знакомый …запах. Про который народ сложил стихотворную строчку: «Хорошо в краю родном пахнет сеном и …г-м».
Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячу лет,
Потому что...
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Такие слова еще в 1922 году были вложены русским поэтом С.А.Есениным в уста героя его поэмы «Страна негодяев» комиссара Чекистова-Лейбмана , собирающегося в России все храмы божии «перестроить в места отхожие»…
Раньше в Суздале были общественные туалеты на стоянках туристских автобусов: на ул.Д.М.Пожарского, ул.Покровская, возле экскурсионного бюро, на ул.Виноградова и на ул.Кремлёвской, рядом с ЗАГСом. Все они были бесплатными.
В 1990-е годы после падения СССР наступил «мёртвый сезон», когда туристы в Суздаль перестали приезжать. Ликвидировались многие учреждения в городе (например, кинотеатр, ясли и детские сады, комбинат общественного питания), здания приватизировались, общественные туалеты упразднялись и закрывались. Оставался один на Кремлевской, при рекламном бюро. В начале 2000-х годов здание было продано частному предпринимателю Астапову, который надстроил второй этаж. Через некоторое время на первом этаже открылся художественный салон, второй был сдан в аренду для размещения Музея восковых фигур.
Предпринимателю Астапову здание на Кремлёвской было продано с обременением – сохранить туалет для общественного пользования. Он и функционировал до той поры, пока хозяин …не развёлся с женой. В результате произошел раздел собственности, одним из последствий которого стала ликвидация единственного в городе общественного туалета.
На втором этаже обосновался новый арендатор с рестораном «Русская ресторация». В ресторана, естественно, имеется туалет. Но при входе появилась табличка: «Дамы и господа, ТУАЛЕТ РАБОТАЕТ ДЛЯ ГОСТЕЙ РЕСТОРАНА. Администрация ресторана вправе отказать в обслуживании без объяснения причин». На первом этаже место туалета занял … художественный салон.
Возникает вопрос: Если администрация ресторана вправе отказать в обслуживании посетителей «без объяснения причин», то администрация города вправе ли сделать то же самое в предоставлении гостям города-музея и местным жителям общественной уборной, туалета, сортира, отхожего места, нужного места, без которого нельзя обойтись, в чем все нуждаются?
На туристских маршрутах по всему городу вы не увидите ни одного указателя на туалет. Повесили бы хоть объявление в центре города: «Уважаемые гости! Приносим вам свои извинения за то, что в нашем городском поселении общественного туалета нет».
Потерпите до гостиницы, ресторана, где у нас намечен обед, до ближайшей закусочной или, в крайнем случае, кустов!..
Проблему с туалетами надо решать, к этой мысли пришли все. Можно для начала на летнее время оснастить город биотуалетами и строить стационарные. Будем надеяться, что ситуация измениться в лучшую сторону к 19 ноября, когда будет отмечаться … Всемирный день туалета ( с 2001 г.).

Е.СВАТКОВСКИЙ

1 Слово «туалет» французского происхождения, означает следующее: «это убор, одеванье и одеванье, наряженье и наряд» (по словарю В.И.Даля), а уборная - «комната, в коей одеваются, убираются, наряжаются, моются, притираются». Одно и то же, как видите, но эти слова имеют не совсем точное значение по отношению к нашей теме. По-русски это заведение точнее всего определяется так: «отхожее место», то есть нужное, нужник, без чего нельзя обойтись. Нужное место за нуждой. Отхожему или нужному местам как раз и соответствует французское слово «сортир».

"Вечерний звон" № 2 (100), июль
Ответить

Вернуться в «Вечерний звон»