ГОЛОД, "ГОЛОС ПРАВДЫ" И ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Авторское издание Юрия Белова
Ответить
Аватара пользователя
Vesper
Купец второй гильдии
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 30 май 2010, 16:11

ГОЛОД, "ГОЛОС ПРАВДЫ" И ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Сообщение Vesper »

Голод, «Голос правды» и железная дорога
К 95-летию появления в городе местной газеты

95 лет назад, весной 1918 года у Суздаля впервые появилась своя газета, свой печатный орган, которому дали название «Голос правды». Было заявлено, что это ежедневная «крестьянская и рабочая» газета, издаваемая Исполнительным комитетом Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов Суздальского уезда. Выходила она, конечно, на плохой серой бумаге, но чаще чем сейчас – 4 раза в неделю.
«Газета выходит в то время, когда революционные массы рабочих и крестьян крепко взяли управление государством в свои руки посредством создания на местах Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, - говорилось в редакционной колонке первого номера (21 марта 1918 г.), - И теперь, когда для трудового народа настало время свободного государственного строительства на началах равенства всех перед законом, необходимо приложить все силы и старания к широкому развитию самосознания в народе всемерно способствуя просвещению в области науки, труда и прилежания».
Власть у народа была только номинальная, как мы сейчас понимаем, реальное же управление государством в свои руки «крепко взяла» партия коммунистов-большевиков, и не отпускало его все годы существования советской власти.
В 1918 году ситуация в громадной стране была нестабильной – вскоре началась гражданская война между «белыми и красными». Но «Голос правды» появился и стал оказывать определённое влияние на «революционные массы», хотя их в Суздале, можно сказать, не было. Она просвещала население, давала информацию о происходящем на местах. Было желание переустроить жизнь. «Пусть же наша газета проникнутая стремлением трудовых масс служить проводником идей прогресса и объединения на почве борьбы за землю и волю. Пусть она гудит революционным гулом, как набат. Пусть на нашей газете красуются, укрепляются и развиваются лозунги «Вся власть Советам». Наша газета появилась на свет и идёт от революционного народа».
Лозунги правильные, но реальная жизнь народа в России была очень тяжелой. В опубликованном на страницах первого номера сообщении из Москвы говорилось о том, что голод и эпидемии свирепствуют в России. С 1917 г. производительность губерний понизилась на 1 миллиард пудов. В некоторых больших городах хлебные пайки не превышали 1/8 фунта, во многих местностях простые люди питались лебедой, жмыхами, овсом и тому подобным. Повсюду усиливалась детская смертность. В Витебске, например, за последний месяц умерло 2 000 детей. «Киргизы продают жен и детей за 5 фунтов хлеба, - сообщал суздальцам «Голос правды», - Стране грозят чума и холерная эпидемия».
Население Суздаля, по сообщению местной газеты, тоже уже второй год голодало. «Местных продуктов продовольствия нет никаких, кроме картофеля, который на базаре Суздаля продаётся по 35-40 рублей за меру. Муки, крупы, пшена совсем нет». За апрель, май и июнь 1918 г. население города получило ржаной и пшеничной муки, ржи, пшеницы и кукурузы всего 1779 пудов 12 фунтов, т.е. менее 11 фунтов на человека на три месяца, или менее четырёх фунтов в месяц. Таким образом население города Суздаля не получает даже и тех ¼ фунта в день, которые получают в других голодающих городах Северного края».
Вот почему, получив в мае наряд Владимирского Губернского отдела Снабжения на право погрузки в районе Северных железных дорог одного вагона продуктов, Суздальский Городской Совет в общем собрании своём 29-31 мая 1918 года решил: собрав с голодающего населения необходимые суммы на приобретение продуктов, командировать для приобретения членов исполкома В.С.Зуева и В.П.Алёкина. Но хлеб (продукты) нужно было еще доставить в город от станции железной дороги.
Очень большой проблемой для Суздаля оставалось отсутствие железной дороги, которую несмотря на неоднократные попытки и усилия до революции так и не удалось построить. Надежда была только на гужевой транспорт. Последняя попытка проложить железнодорожную ветку в Суздаль была сделана в 1918 году, но в условиях гражданской войны это было нереально. Тем не менее, протокол заседания Суздальского уездного исполкома (УИК) от 21 ноября говорит о следующем:
«По вопросу о проведении железной дороги через г.Суздаль постановлено: признать это весьма желательным, что уже и было постановлено Уездным Съездом Советов от 14 мая и ходатайствовать перед кем следует об этом, выработать отношение с просьбой о немедленном проведении железной дороги поручить совнархозу (Суздальскому уездному совнархозу – РЕД.) их дорожно-строительному подотделу». Постановление было принято единогласно. Об этом сообщила своим читателем газета «Голос правды» от 17 декабря 1918 года.
Железная дорога в Суздаль так и не была построена. Город стал как никогда захолустным, храмы и монастыри подверглись ликвидации, разорению и разгрому (некоторые памятники архитектуры были снесены, многие кресты и купола на церквях были сброшены). Перед войной 1941-1945 годов, судя по воспоминаниям современников-старожилов, он выглядел неприглядно. Местная газета переживала тяжелые времена. Даже потеряла … «голос».
«Суздальская новь»
«Голос правды» - первое название местной газеты. В связи с взятым ВКП (б) курсом на коллективизацию сельского хозяйства (начало 1930-х) название изменилось: с нейтрального «голос» на «клич» - «Суздальский колхозный клич», потом просто «Колхозный клич», а затем вновь вошло в спокойное русло – «Колхозная газета». Оно держалось несколько десятилетий, пока в начале 1960-х не возникла потребность в обновлении «вывески». Желая дать местному печатному изданию перспективу, начальство утвердило новое название – «Сельская новь», которое продержалось до 1977 года. В это время Суздаль стал туристским центром, что повлекло за собой смещение акцента в названии на ныне существующее – «Суздальская новь». Несколько лет назад администрация города вышла из состава учредителей газеты, оставив в «гордом одиночестве» администрацию Суздальского района (глава администрации Суздальского района М.Иванов). В результате местная газета стала менее интересной, чем в предыдущие десятилетия. Газета постепенно сдавала позиции после разрушения советской державы (1991-1993). Период расцвета пришелся на 1960-1970-1980-е годы, когда у газеты был большой актив добровольных помощников – внештатных корреспондентов и авторов. Торжественно отмечались юбилеи, была моральная и материальная заинтересованность. Сейчас авторский гонорар в редакции совсем не выплачивается. Жизнь города и проблемы, стоящие перед ним, освещаются скупо.
95-летний юбилей, если и отмечался, то скромно. Дежурной статьей на одной из полос. Казённо. «Газета осуществляет выполнение муниципальной услуги: информирование населения Суздальского района о деятельности органов местного самоуправления, Совета народных депутатов, городских и сельских поселений, о политической, социально-экономической, культурной жизни района, - читаем мы, - Издаёт газету Информационно-издательский центр Суздальского района «Суздаль-медиа». Как у нас любят вворачивать иностранные слова в русскую речь и русский язык! На Суздальской земле!
Знаменательно, что в статье, посвященной юбилею газеты, одного из лучших редакторов местной газеты – Мамина – назвали Алексеем Егоровичем, хотя он был Александром Егоровичем. Подобные ошибки не красят издание, на наш взгляд.
Б.ВАСИЛЬЕВ.
Ответить

Вернуться в «Вечерний звон»