Некрополь Суздаля и Суздальского уезда.
Модератор: Макс
-
- Странник
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 30 дек 2010, 19:49
Re: Некрополь Суздаля и Суздальского уезда.
Добрый день всем Суздальцам!
Здравствуйте Макс!
Я - исследователь-любитель (хобби) истории и версий возникновения моей фамилии "Кислый"
Одна из версий гласит, что - цитирую с Вашего сайта:
"В правой юго-западной части собора находится усыпальница князя Горбатого-Кислого (Кислицы) Михаила Васильевича, умершего в 1535 году... Он сидел на свадьбе царя с Еленой Глинской в «кислых», т.е. со стороны невесты (дружках). Отсюда и получил прозвание «Кислица». Перед смертью Михаил Васильевич принял схиму под именем Закхея."
адрес информации: http://www.suzdalonline.ru/architecture/cathedralofthenativity/
Раздел
"Богородице-Рождественский собор Суздальского Кремля (1222-1225 гг.)",
Глава
"Некрополь Рождественского собора".
Вышеприведенная цитата - один из самых ценных для меня источников информации по версии возникновения фамилии Кислый из свадебного чина "Кислый сват" и из прозвища "Кислый". Нижайший поклон автору вышеприведенных строк.
Мне сложно представить, чем я могу заинтересовать уважаемых и присутствующих здесь форумчан, но это чрезвычайно важно для меня: мне необходима вся возможная информация о вышеприведенном тексте:
1) Автор текста,
2) Источник, где впервые или где вообще в бумажном виде, как документ, может существовать вышеприведенный текст.
3) Источники, на основе которых можно сделать вывод о причине прозвища "Кислый" у кн. Михайло Васильевича Горбатого-Шуйского.
4) Подробнейшая история семейной жизни кн. Кислого Михайло Васильевича Горбатого-Шуйского: сыновья, даты их рождения, жена, дата свадьбы, прозвища сыновей (было ли наследовано прозвище "Кислый"?), и пр. и пр. и пр.
Я не могу даже представить сколько может стоить разыскиваемая мной и упомянутая выше (см. пп. 1-4) информация. Но я готов обсудить любые варианты.
С исренним уважением,
С почтением к Вашей работе,
С надеждой на помощь.
Исследователь фамилии Кислый
http://kislyfamily.narod.ru/
Здравствуйте Макс!
Я - исследователь-любитель (хобби) истории и версий возникновения моей фамилии "Кислый"
Одна из версий гласит, что - цитирую с Вашего сайта:
"В правой юго-западной части собора находится усыпальница князя Горбатого-Кислого (Кислицы) Михаила Васильевича, умершего в 1535 году... Он сидел на свадьбе царя с Еленой Глинской в «кислых», т.е. со стороны невесты (дружках). Отсюда и получил прозвание «Кислица». Перед смертью Михаил Васильевич принял схиму под именем Закхея."
адрес информации: http://www.suzdalonline.ru/architecture/cathedralofthenativity/
Раздел
"Богородице-Рождественский собор Суздальского Кремля (1222-1225 гг.)",
Глава
"Некрополь Рождественского собора".
Вышеприведенная цитата - один из самых ценных для меня источников информации по версии возникновения фамилии Кислый из свадебного чина "Кислый сват" и из прозвища "Кислый". Нижайший поклон автору вышеприведенных строк.
Мне сложно представить, чем я могу заинтересовать уважаемых и присутствующих здесь форумчан, но это чрезвычайно важно для меня: мне необходима вся возможная информация о вышеприведенном тексте:
1) Автор текста,
2) Источник, где впервые или где вообще в бумажном виде, как документ, может существовать вышеприведенный текст.
3) Источники, на основе которых можно сделать вывод о причине прозвища "Кислый" у кн. Михайло Васильевича Горбатого-Шуйского.
4) Подробнейшая история семейной жизни кн. Кислого Михайло Васильевича Горбатого-Шуйского: сыновья, даты их рождения, жена, дата свадьбы, прозвища сыновей (было ли наследовано прозвище "Кислый"?), и пр. и пр. и пр.
Я не могу даже представить сколько может стоить разыскиваемая мной и упомянутая выше (см. пп. 1-4) информация. Но я готов обсудить любые варианты.
С исренним уважением,
С почтением к Вашей работе,
С надеждой на помощь.
Исследователь фамилии Кислый
http://kislyfamily.narod.ru/
- shadow of the moon
- тень...
- Сообщения: 2824
- Зарегистрирован: 31 окт 2006, 14:09
Re: Некрополь Суздаля и Суздальского уезда.
Еще когда-то были контакты одного человека, занимавшегося исследованием истории рода князей Шуйских, может быть он что-то подскажет - только бы найти контакты...
-
- Странник
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 30 дек 2010, 19:49
Re: Некрополь Суздаля и Суздальского уезда.
Необходимы копии следующих листов Документа:
1) Обложка кникги (жесткого переплета, первая),
2) Титульные листы (издательство, год и пр.),
3) Первый лист текста (например "Предисловие"),
4) Первый лист главы "Некрополь Рождественского собора",
5) Контекстные листы и листы с текстом - цитата:
"В правой юго-западной части собора находится усыпальница князя Горбатого-Кислого (Кислицы) Михаила Васильевича, умершего в 1535 году... Он сидел на свадьбе царя с Еленой Глинской в «кислых», т.е. со стороны невесты (дружках). Отсюда и получил прозвание «Кислица». Перед смертью Михаил Васильевич принял схиму под именем Закхея."
6) Последние 4-5 листов книги: Содержание, типография, тираж, ISBN и пр. данные
Готов отправить 1 тыс. руб. на Ваш номер сотового телефона (прошу сообщить номер телефона и наименование сотового оператора) за следующие сканированные (сфотографированные) избранные листы Документа (книги) "А. Варганов. "Суздаль". издания 1971 г." - см. выше пп. 1-6.
Мой адрес: igorkisly(собачка)mail.ru
Сотовый: +7 908 2414502
С исренним уважением,
С почтением к Вашей работе,
С надеждой на помощь.
Исследователь фамилии Кислый
http://kislyfamily.narod.ru/
1) Обложка кникги (жесткого переплета, первая),
2) Титульные листы (издательство, год и пр.),
3) Первый лист текста (например "Предисловие"),
4) Первый лист главы "Некрополь Рождественского собора",
5) Контекстные листы и листы с текстом - цитата:
"В правой юго-западной части собора находится усыпальница князя Горбатого-Кислого (Кислицы) Михаила Васильевича, умершего в 1535 году... Он сидел на свадьбе царя с Еленой Глинской в «кислых», т.е. со стороны невесты (дружках). Отсюда и получил прозвание «Кислица». Перед смертью Михаил Васильевич принял схиму под именем Закхея."
6) Последние 4-5 листов книги: Содержание, типография, тираж, ISBN и пр. данные
Готов отправить 1 тыс. руб. на Ваш номер сотового телефона (прошу сообщить номер телефона и наименование сотового оператора) за следующие сканированные (сфотографированные) избранные листы Документа (книги) "А. Варганов. "Суздаль". издания 1971 г." - см. выше пп. 1-6.
Мой адрес: igorkisly(собачка)mail.ru
Сотовый: +7 908 2414502
С исренним уважением,
С почтением к Вашей работе,
С надеждой на помощь.
Исследователь фамилии Кислый
http://kislyfamily.narod.ru/
- shadow of the moon
- тень...
- Сообщения: 2824
- Зарегистрирован: 31 окт 2006, 14:09
Re: Некрополь Суздаля и Суздальского уезда.
не нужно денег, листы отсканирую 6 января - пусть будет для Вас подарком на Рождество )
- shadow of the moon
- тень...
- Сообщения: 2824
- Зарегистрирован: 31 окт 2006, 14:09
Re: Некрополь Суздаля и Суздальского уезда.
Из той же книги из раздела .. некрополь Покровского монастыря:
Твердый переплет, 182 стр.
Тираж: 50000 экз.
Формат: 84x108/32 (~130х205 мм)
Страницу начала раздела и лист с текстом - отправил почтой (они уже были отсканированы).Княгиня Александра Горбатова-Кислых. Александра Горбатова-Кислых была женой Андрея Михайловича, сына Михаила Васильевича Кислицы. Время ссылки ее неизвестно. Возможно, что при опале князей Горбатых в начале опричнины казнен был и муж Александры — Андрей Михайлович. К этому же времени можно предположить год ее ссылки в Суздальский Покровский монастырь.
Казнь над Горбатым была совершена 1 февраля 1565 года. Александра была сослана вскоре после этого с двумя малолетними дочерьми — Еленой и Евфимией, которые умерли в монастыре (первая 12 февраля 1576 года, а вторая 14 августа 1579 года). Вероятно, вместе с ними была сослана и их родственница Анисия Кислых.
Инокиня Александра скончалась в марте 1593 года и похоронена вместе с дочерьми на западной стороне около собора. После пристройки крыльца их могилы оказались в подлестничном помещении западного крыльца.
........
Варсонофия княгиня Горбатова. Сосланная в Покровский монастырь Варсонофия, жена князя Василия Борисовича Горбатова, происходила из рода Яковлевых-Захарьиных.
Василий Борисович был двоюродным братом видного воеводы Александра Борисовича, казненного в начале опричнины. Скорее всего, гроза, нависшая над родом Горбатовых, не миновала и Василия Борисовича. Царский гнев был обрушен и на его тестя — Василия Петровича Яковлева, который был казнен в 1571 году. К этому времени и относится ссылка Варсонофии в Покровский монастырь.
Твердый переплет, 182 стр.
Тираж: 50000 экз.
Формат: 84x108/32 (~130х205 мм)
-
- Странник
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 30 дек 2010, 19:49
Re: Некрополь Суздаля и Суздальского уезда.
Уважаемый shadow of the moon!
Высланные Вами материалы получил. Трудно переоценить их значение для меня.
Огромная благодарность Вам и Вашим единомышленникам, что Вы столь отзывчивы.
Этот Ваш подарок на Рождество Христово, действительно был Царским!
Вам и вашим единомышленникам низкий поклон!
С оргомным уважением к вашей работе
Исследователь фамилии Кислый
http://kislyfamily.narod.ru/
Высланные Вами материалы получил. Трудно переоценить их значение для меня.
Огромная благодарность Вам и Вашим единомышленникам, что Вы столь отзывчивы.
Этот Ваш подарок на Рождество Христово, действительно был Царским!
Вам и вашим единомышленникам низкий поклон!
С оргомным уважением к вашей работе
Исследователь фамилии Кислый
http://kislyfamily.narod.ru/
Re: Некрополь Суздаля и Суздальского уезда.
ИСТОРИЯ СУЗДАЛЬСКИХ КЛАДБИЩ
Если сейчас задать вопрос, сколько в Суздале церквей, то, возможно, будет названо какое-то число. В него войдут монастырские и приходские, холодные и тёплые, домовые, соборные, трапезные и надвратные, действующие, законсервированные и прочие наличи-ствующие церкви. Есть учёт разрушенных и уничтоженных церквей и монастырей. Есть сведения о переносах церквей с места на место в связи с разными обстоятельствами. Но две бесприходные церкви в этих списках занимают особое место. Потому что они - кладбищенские и учреждению их предшествовала долгая и любопытная история.
Традиция погребения усопших христиан рядом с церковью, где совершалась панихида, ведёт начало с тех времён, когда, по указанию княгини Ольги, на путях сборщиков дани стали основываться погосты. Первое упоминание об этом явлении в летописи относится к 945 году. По летописным сообщениям, муж Ольги, киевский князь Игорь, отправился однажды с дружиной собирать дань, а данники его убили. Княгиня-вдова, взвесив все обстоятельства печального события, поступила очень разумно. Она решила, что негоже даме в сопровождении дружины ездить теперь за данью (называлось - ходить в полюдье), ссориться при этом с вождями племён, обложенных данью, и нарываться на разные неприятности. Пусть данью занимаются княжеские приказчики - общаются с данниками, берут у них, что положено, складывают в хранилища и ждут приезда князя или его доверенного лица. А чтобы собранное добро не разграбили разбойники, резиденцию приказчика и склады обнести надёжным тыном.
Когда это указание реализовалось, князь, навещая приказчика, останавливался у него на некоторое время погостить, отчего это место получило название "погост". Вместе с князем прибывала на погост и его дружина. Всех надо было где-то разместить, накормить-напоить, да и лошадям дать хороший отдых. Для этих целей на погосте постоянно жили княжеские слуги - смерды, а неподалеку от погоста жили и работали на земле крестьяне, поставлявшие на княжескую потребу хлеб, мясо, рыбу, напитки собственного приготовления, а также дрова, сено и транспорт для вывоза дани.
Пока смерды и крестьяне были язычниками, то ритуалы прощания с умершими и погребений были различными - в зависимости от традиций культа в той или иной местности. Но когда по дорогам, проторённым сборщиками дани, пошли проповедники христианства, то погосты оказались самыми благоприятными местами для устройства в них церквей. Вовлекая местных жителей в новое вероучение, проповедники внедряли и единые обряды для похорон: отпевание усопшего в церкви и предание останков земле поблизости, в пределах погоста. За границей погоста хоронили тех, кто по каким-то причинам не стал христианином или не исполнял заповеди первых христианских соборов - не причащался, не исповедовался, совершил самоубийство и т.п. Так при погостах сформировались православные кладбища, а церкви стали центрами, к которым причислялись православные жители селений, примыкавших к погосту, - центрами церковных приходов. И когда умирал прихожанин, то тело его несли на погост, там в церкви совершалась панихида, после чего прах усопшего хоронили на прицерковном кладбище.
Со временем погосты как княжеские учреждения перестали функционировать, потому что князья перестали ходить в полюдье, а приходские церкви с кладбищами при них остались.
Росло число городов с населением, занятым ремёслами и торговлей. Каждое сообщество горожан, принадлежавших к одному кругу промысловиков или производителей, считало обязанностью поставить в городе церковь в честь небесного покровителя их занятий. Так в Суздале появились Космодемьянская, Пятницкая, Никольская церкви. К ним добавились другие, построенные на средства купеческих кланов. К середине 17 века в пределах посадского вала насчитывалось полтора десятка церквей. И при каждой - кладбище. Теснота в городе была неимоверная! В 1682 г. безнадёжно больной царь Фёдор Алексеевич приезжал в Суздаль к мощам св.Евфимия - так к его приезду пришлось расчищать главную улицу от нагромождения лавок и шалашей (открытых, незапираемых прилавков под навесом). Кладбища не тронули, хотя именно они и были причиной городской тесноты. Вскоре после этого события, решением епархиальных властей на городские окраины, подальше от торгового центра, были перенесены Знаменская и Златоустовская церкви, а кладбища, бывшие при них, срыты.
В таком состоянии, весьма опасном в пожарном отношении, Суздаль пребывал ещё долго -вплоть до восшествия на Российский престол Екатерины Второй. В 1762 г. она произвела очередную перепись населения империи и на её основе стала готовить реформы, приближающие облик России к облику европейских государств. Секуляризация (изъятие государством у Церкви) вотчинных земель, начатая в 1763 г., создала основу для развития экономики, внешней и внутренней торговли, для перехода к крупному фабричному производству. Особую роль в этом должны были играть города, где концентрировался капитал, совершенствовался управленческий аппарат и в учебных заведениях готовились специалисты для всех отраслей экономики, науки, политики и военного дела.
В 1766 г. началось Генеральное межевание земель, в которое были включены определение границ городов и перепланировка их, исходя из числа жителей и особенностей географического положения. Составление проектов перепланировок было поручено Академии художеств, президентом которой в 1764 г. был назначен И.И.Бецкой.
В 1771 г. в Москве вспыхнула эпидемия чумы. Начались массовые беспорядки, вызванные недовольством введения запретительных мер, направленных на локализацию очагов болезни. Были запрещены скопления людей, но москвичи толпились у церквей с чудотворными иконами. Были запрещены многолюдные похороны, но люди скапливались на кладбищах возле приходских церквей по всему городу. Старообрядцы отказывались хоронить своих покойников в одних могилах с покойниками-«никонианами». Требовалось немедленное вмешательство правительства. И оно последовало: указом императрицы учреждались два старообрядческих кладбища вне пределов Москвы - за Рогожской и за Преображенской заставами. Уже 11 сентября 1771 г. на Рогожском кладбище состоялись первые похороны умерших от чумы.
К декабрю того же года эпидемия в Москве пошла на убыль. Правительство и Синод сумели сделать серьёзные выводы из трагических московских событий. Губернаторам было предписано: в кратчайшие сроки вынести кладбища за пределы городов, определив для них подходящие места, где были бы церкви. Святейший Синод подключился к этим нововведениям и порекомендовал губернским властям решать вопросы устройства кладбищ, учитывая мнения местных духовных ведомств, наделяемых правом учреждать новые церкви при кладбищах или назначать кладбищенскими уже построенные близ тех мест, где будут кладбища. Указ Сената, подтвердивший это положение, датирован 31 декабря 1771 г.
Деятельность губернаторов и провинциальных властей по претворению в жизнь правительственных требований находилась под наблюдением столичных чиновников. Вскоре выяснилось, что власти многих городов недостаточно хорошо понимали замысел императрицы, а посему 25 мая 1772 г. Сенат распорядился: "...во все городовые канцелярии послать указы, которыми подтвердить, чтоб те кладбища учреждались в удобных местах, расстоянием от последнего городского жилища, по крайней мере, не ближе ста сажен, а если место дозволит, то хотя бы и за триста сажен; и когда не плетнём или забором, то и земляным валом велеть их обносить, но токмо бы оный вал не выше двух аршинов был, дабы через то такие места воздухом скорее очищались, а для удержания скотины, чтоб оная не могла заходить на кладбища, лучше можно поделать около вала поглубже и пошире рвы, тем удобнее, что вынимаемая из них земля на самое же возвышение вала употреблена быть может, о чём и Святейшему Синоду знать дано с тем, чтобы оный благоволил и с своей стороны духовным правлениям сделать подтверждение, чтобы усопших кроме тех кладбищ, кои на вышеписанном расстоянии от жилища отведены будут, в других местах отнюдь похороняемы не были".
Размеры кладбищ должны были установить городские власти, принимая во внимание численность населения и особенности местности.
В Суздаль, бывший тогда центром провинции, сенатские указы пришли в июле. И начали провинциальные и городские, светские и духовные власти, купеческие и мещанские общества ломать голову над тем, как эти указы выполнить.
Провинциальная канцелярия предложила место для кладбища на Михайловой стороне, где уже была церковь. На это предложение епископ Суздальский и Юрьевский Геннадий ответил, что для монастырей и жителей сёл Коровники и Сельцо Михайлова сторона не подходит, т.к. при разливах Каменки переходить через неё невозможно.
Тогда провинциальная канцелярия предложила учредить два кладбища: одно на Михайловой стороне, а другое - "на здешней стороне Каменки", на выгонной городской земле за Златоустовской церковью, на Всполье. А эту церковь временно, до постройки новой, сделать кладбищенской.
Духовные власти отказались даже временно приписывать к кладбищам Златоустовскую церковь на Всполье и Архангельскую на Михайловой стороне, мотивируя тем, что Златоустовская находится в пределах города, а Архангельская - близ дворов священнослужителей, т.е. рядом с жилищами.
Наконец, 31 июля в Суздале пришли к такому решению: отпевания делать в тех приходах, где состояли умершие, и хоронить их на двух кладбищах, при которых впоследствии будут построены бесприходные церкви.
А через неделю, 8 августа 1772 г., в провинциальной канцелярии родилось новое решение: "...здешняя канцелярия за лучшее рассудила другое кладбище учредить вместо назначенного прежде при селе Михайлова сторона - на казённой пушкарской земле, бывшей во владении у бывших при здешней канцелярии рассыльщиков, и состоящей близ экономического села Иванского. А второе кладбище - на имеющейся близ городской Златоустовской церкви пустой, называемой Стрелецкой, земле". Каждому кладбищу отводилось по 14400 квадратных саженей, т.о. условно на 120 саженей в длину и в ширину».
Это решение было окончательным. Я думаю, что при входах на кладбища могут быть установлены памятные знаки с датой учреждения сих печальных, но необходимых для города мест.
7 ноября 1772 г. начальник суздальской полиции поручик Никита Арсенов, осуществлявший надзор за устройством кладбищ, доложил в провинциальную канцелярию свои замечания. Они сводились к следующему. Близ Златоустовской церкви под кладбище отведено земли не по 120 саженей в длину и ширину, а по 100 саженей: учтено число жителей в приходах по левому берегу Каменки. На бывшей пушкарской земле под кладбище отведено по 75 саженей в длину и ширину в связи с тем, что увеличение размеров привело бы к несоблюдению требования об удалении кладбища от жилья на 100 саженей. Мещане и разночинцы уже приступили к рытью рвов и насыпанию валов вокруг кладбищ, но купечество ещё не выделило денег на наём землекопов.
На обоих кладбищах были поставлены деревянные часовни и заложены бесприходные церкви. На Всполье - в честь явления Боголюбовского образа Пресвятой Богородицы, на южном кладбище - в честь Всех Святых угодников Божиих, вписанных в святцы и не вписанных.
Одновременно с этим в городе началось постепенное сокращение площадей кладбищ возле приходских церквей - до пределов церковных оград.
В.ОГУРЦОВ,
краевед.
Если сейчас задать вопрос, сколько в Суздале церквей, то, возможно, будет названо какое-то число. В него войдут монастырские и приходские, холодные и тёплые, домовые, соборные, трапезные и надвратные, действующие, законсервированные и прочие наличи-ствующие церкви. Есть учёт разрушенных и уничтоженных церквей и монастырей. Есть сведения о переносах церквей с места на место в связи с разными обстоятельствами. Но две бесприходные церкви в этих списках занимают особое место. Потому что они - кладбищенские и учреждению их предшествовала долгая и любопытная история.
Традиция погребения усопших христиан рядом с церковью, где совершалась панихида, ведёт начало с тех времён, когда, по указанию княгини Ольги, на путях сборщиков дани стали основываться погосты. Первое упоминание об этом явлении в летописи относится к 945 году. По летописным сообщениям, муж Ольги, киевский князь Игорь, отправился однажды с дружиной собирать дань, а данники его убили. Княгиня-вдова, взвесив все обстоятельства печального события, поступила очень разумно. Она решила, что негоже даме в сопровождении дружины ездить теперь за данью (называлось - ходить в полюдье), ссориться при этом с вождями племён, обложенных данью, и нарываться на разные неприятности. Пусть данью занимаются княжеские приказчики - общаются с данниками, берут у них, что положено, складывают в хранилища и ждут приезда князя или его доверенного лица. А чтобы собранное добро не разграбили разбойники, резиденцию приказчика и склады обнести надёжным тыном.
Когда это указание реализовалось, князь, навещая приказчика, останавливался у него на некоторое время погостить, отчего это место получило название "погост". Вместе с князем прибывала на погост и его дружина. Всех надо было где-то разместить, накормить-напоить, да и лошадям дать хороший отдых. Для этих целей на погосте постоянно жили княжеские слуги - смерды, а неподалеку от погоста жили и работали на земле крестьяне, поставлявшие на княжескую потребу хлеб, мясо, рыбу, напитки собственного приготовления, а также дрова, сено и транспорт для вывоза дани.
Пока смерды и крестьяне были язычниками, то ритуалы прощания с умершими и погребений были различными - в зависимости от традиций культа в той или иной местности. Но когда по дорогам, проторённым сборщиками дани, пошли проповедники христианства, то погосты оказались самыми благоприятными местами для устройства в них церквей. Вовлекая местных жителей в новое вероучение, проповедники внедряли и единые обряды для похорон: отпевание усопшего в церкви и предание останков земле поблизости, в пределах погоста. За границей погоста хоронили тех, кто по каким-то причинам не стал христианином или не исполнял заповеди первых христианских соборов - не причащался, не исповедовался, совершил самоубийство и т.п. Так при погостах сформировались православные кладбища, а церкви стали центрами, к которым причислялись православные жители селений, примыкавших к погосту, - центрами церковных приходов. И когда умирал прихожанин, то тело его несли на погост, там в церкви совершалась панихида, после чего прах усопшего хоронили на прицерковном кладбище.
Со временем погосты как княжеские учреждения перестали функционировать, потому что князья перестали ходить в полюдье, а приходские церкви с кладбищами при них остались.
Росло число городов с населением, занятым ремёслами и торговлей. Каждое сообщество горожан, принадлежавших к одному кругу промысловиков или производителей, считало обязанностью поставить в городе церковь в честь небесного покровителя их занятий. Так в Суздале появились Космодемьянская, Пятницкая, Никольская церкви. К ним добавились другие, построенные на средства купеческих кланов. К середине 17 века в пределах посадского вала насчитывалось полтора десятка церквей. И при каждой - кладбище. Теснота в городе была неимоверная! В 1682 г. безнадёжно больной царь Фёдор Алексеевич приезжал в Суздаль к мощам св.Евфимия - так к его приезду пришлось расчищать главную улицу от нагромождения лавок и шалашей (открытых, незапираемых прилавков под навесом). Кладбища не тронули, хотя именно они и были причиной городской тесноты. Вскоре после этого события, решением епархиальных властей на городские окраины, подальше от торгового центра, были перенесены Знаменская и Златоустовская церкви, а кладбища, бывшие при них, срыты.
В таком состоянии, весьма опасном в пожарном отношении, Суздаль пребывал ещё долго -вплоть до восшествия на Российский престол Екатерины Второй. В 1762 г. она произвела очередную перепись населения империи и на её основе стала готовить реформы, приближающие облик России к облику европейских государств. Секуляризация (изъятие государством у Церкви) вотчинных земель, начатая в 1763 г., создала основу для развития экономики, внешней и внутренней торговли, для перехода к крупному фабричному производству. Особую роль в этом должны были играть города, где концентрировался капитал, совершенствовался управленческий аппарат и в учебных заведениях готовились специалисты для всех отраслей экономики, науки, политики и военного дела.
В 1766 г. началось Генеральное межевание земель, в которое были включены определение границ городов и перепланировка их, исходя из числа жителей и особенностей географического положения. Составление проектов перепланировок было поручено Академии художеств, президентом которой в 1764 г. был назначен И.И.Бецкой.
В 1771 г. в Москве вспыхнула эпидемия чумы. Начались массовые беспорядки, вызванные недовольством введения запретительных мер, направленных на локализацию очагов болезни. Были запрещены скопления людей, но москвичи толпились у церквей с чудотворными иконами. Были запрещены многолюдные похороны, но люди скапливались на кладбищах возле приходских церквей по всему городу. Старообрядцы отказывались хоронить своих покойников в одних могилах с покойниками-«никонианами». Требовалось немедленное вмешательство правительства. И оно последовало: указом императрицы учреждались два старообрядческих кладбища вне пределов Москвы - за Рогожской и за Преображенской заставами. Уже 11 сентября 1771 г. на Рогожском кладбище состоялись первые похороны умерших от чумы.
К декабрю того же года эпидемия в Москве пошла на убыль. Правительство и Синод сумели сделать серьёзные выводы из трагических московских событий. Губернаторам было предписано: в кратчайшие сроки вынести кладбища за пределы городов, определив для них подходящие места, где были бы церкви. Святейший Синод подключился к этим нововведениям и порекомендовал губернским властям решать вопросы устройства кладбищ, учитывая мнения местных духовных ведомств, наделяемых правом учреждать новые церкви при кладбищах или назначать кладбищенскими уже построенные близ тех мест, где будут кладбища. Указ Сената, подтвердивший это положение, датирован 31 декабря 1771 г.
Деятельность губернаторов и провинциальных властей по претворению в жизнь правительственных требований находилась под наблюдением столичных чиновников. Вскоре выяснилось, что власти многих городов недостаточно хорошо понимали замысел императрицы, а посему 25 мая 1772 г. Сенат распорядился: "...во все городовые канцелярии послать указы, которыми подтвердить, чтоб те кладбища учреждались в удобных местах, расстоянием от последнего городского жилища, по крайней мере, не ближе ста сажен, а если место дозволит, то хотя бы и за триста сажен; и когда не плетнём или забором, то и земляным валом велеть их обносить, но токмо бы оный вал не выше двух аршинов был, дабы через то такие места воздухом скорее очищались, а для удержания скотины, чтоб оная не могла заходить на кладбища, лучше можно поделать около вала поглубже и пошире рвы, тем удобнее, что вынимаемая из них земля на самое же возвышение вала употреблена быть может, о чём и Святейшему Синоду знать дано с тем, чтобы оный благоволил и с своей стороны духовным правлениям сделать подтверждение, чтобы усопших кроме тех кладбищ, кои на вышеписанном расстоянии от жилища отведены будут, в других местах отнюдь похороняемы не были".
Размеры кладбищ должны были установить городские власти, принимая во внимание численность населения и особенности местности.
В Суздаль, бывший тогда центром провинции, сенатские указы пришли в июле. И начали провинциальные и городские, светские и духовные власти, купеческие и мещанские общества ломать голову над тем, как эти указы выполнить.
Провинциальная канцелярия предложила место для кладбища на Михайловой стороне, где уже была церковь. На это предложение епископ Суздальский и Юрьевский Геннадий ответил, что для монастырей и жителей сёл Коровники и Сельцо Михайлова сторона не подходит, т.к. при разливах Каменки переходить через неё невозможно.
Тогда провинциальная канцелярия предложила учредить два кладбища: одно на Михайловой стороне, а другое - "на здешней стороне Каменки", на выгонной городской земле за Златоустовской церковью, на Всполье. А эту церковь временно, до постройки новой, сделать кладбищенской.
Духовные власти отказались даже временно приписывать к кладбищам Златоустовскую церковь на Всполье и Архангельскую на Михайловой стороне, мотивируя тем, что Златоустовская находится в пределах города, а Архангельская - близ дворов священнослужителей, т.е. рядом с жилищами.
Наконец, 31 июля в Суздале пришли к такому решению: отпевания делать в тех приходах, где состояли умершие, и хоронить их на двух кладбищах, при которых впоследствии будут построены бесприходные церкви.
А через неделю, 8 августа 1772 г., в провинциальной канцелярии родилось новое решение: "...здешняя канцелярия за лучшее рассудила другое кладбище учредить вместо назначенного прежде при селе Михайлова сторона - на казённой пушкарской земле, бывшей во владении у бывших при здешней канцелярии рассыльщиков, и состоящей близ экономического села Иванского. А второе кладбище - на имеющейся близ городской Златоустовской церкви пустой, называемой Стрелецкой, земле". Каждому кладбищу отводилось по 14400 квадратных саженей, т.о. условно на 120 саженей в длину и в ширину».
Это решение было окончательным. Я думаю, что при входах на кладбища могут быть установлены памятные знаки с датой учреждения сих печальных, но необходимых для города мест.
7 ноября 1772 г. начальник суздальской полиции поручик Никита Арсенов, осуществлявший надзор за устройством кладбищ, доложил в провинциальную канцелярию свои замечания. Они сводились к следующему. Близ Златоустовской церкви под кладбище отведено земли не по 120 саженей в длину и ширину, а по 100 саженей: учтено число жителей в приходах по левому берегу Каменки. На бывшей пушкарской земле под кладбище отведено по 75 саженей в длину и ширину в связи с тем, что увеличение размеров привело бы к несоблюдению требования об удалении кладбища от жилья на 100 саженей. Мещане и разночинцы уже приступили к рытью рвов и насыпанию валов вокруг кладбищ, но купечество ещё не выделило денег на наём землекопов.
На обоих кладбищах были поставлены деревянные часовни и заложены бесприходные церкви. На Всполье - в честь явления Боголюбовского образа Пресвятой Богородицы, на южном кладбище - в честь Всех Святых угодников Божиих, вписанных в святцы и не вписанных.
Одновременно с этим в городе началось постепенное сокращение площадей кладбищ возле приходских церквей - до пределов церковных оград.
В.ОГУРЦОВ,
краевед.
С уважением, Макс.
Троицкое кладбище.
На Троицком кладбище восстановили памятник купцу Блохину!!!
Честь и хвала!!
Может быть когда-нибудь руки дойдут и до других памятников.
Левая сторона: "Сей памятник воздвигнут 1839 году декабря (?) 16 дня от сыновей их попечителя Суздальской Блохинской богадельни Московского Почетного гражданина и Кавалера Василья Максимовича и Московского 2 гильдии купца Гаврила Максимовича Блохиных".
Торец: "Господи, прими дух мой с миром".
Правая сторона: "Под сим камнем погребены тела Суздальских граждан Максима Онисимовича, жития его было 65 лет, скончался 1797 года февраля месяца 15 дня. И супруги его из рода Лужновых Татьяны Потапьевны, жития ея было 41 год, скончалась 1791 года Блохиных.
Прохожий остановись
Возри и помолись
Мы были то, что ты
А ты будешь то, что мы.
Честь и хвала!!
Может быть когда-нибудь руки дойдут и до других памятников.
Левая сторона: "Сей памятник воздвигнут 1839 году декабря (?) 16 дня от сыновей их попечителя Суздальской Блохинской богадельни Московского Почетного гражданина и Кавалера Василья Максимовича и Московского 2 гильдии купца Гаврила Максимовича Блохиных".
Торец: "Господи, прими дух мой с миром".
Правая сторона: "Под сим камнем погребены тела Суздальских граждан Максима Онисимовича, жития его было 65 лет, скончался 1797 года февраля месяца 15 дня. И супруги его из рода Лужновых Татьяны Потапьевны, жития ея было 41 год, скончалась 1791 года Блохиных.
Прохожий остановись
Возри и помолись
Мы были то, что ты
А ты будешь то, что мы.
С уважением, Макс.
Троицкое кладбище.
Под сим камнем погребено тело протоиерея Богородице-Рождественского собора Александра Ефимовича Кроткова, скончавшегося 16 марта 1885 года, жития его было 67 лет и супруги его Елизаветы Степановны, скончавшейся 12 июня 1846 года на 25 году своей жизни.
С уважением, Макс.
Троицкое кладбище.
Под сим камнем погребены Суздальскаго Рождественского собора священник Димитрий и супруга его Мария.
Отцу и матери усердно-благодарный сын штабс-лекарь Рождественский в 1849 году.
Упокой, Господи, души усопших раб твоих.
Отцу и матери усердно-благодарный сын штабс-лекарь Рождественский в 1849 году.
Упокой, Господи, души усопших раб твоих.
С уважением, Макс.
Троицкое кладбище.
Надворный советник Василий Павлов Струков родился в 1810 году в январе, а скончался 1847 года октября 16 дня, а всего от роду ему было 37 лет и 9 месяцев.
С уважением, Макс.
Re: Захоронения Троицкого кладбища Суздаля.
Памятник, о котором шла речь поднят и установлен!Макс писал(а):<...> Дети ея Александра, Николай, Константин, Алексей, Анна, Мария.
Под сим же камнем покоится тело раба Божия Суздальского купца Михаила Матвеевича Жилина, скончавшегося в 1867 году июля 22 дня. Жития его было 47 лет.
Егда мертвые услышат глас Сына Божия и услышав оживут.
(надгробный камень перевернут, надписи на четырех сторонах, читаемы только 2 стороны)
Можно прочесть надпись целиком:
"Под сим камнем погребено тело рабы Божьей Елизаветы Евстропьевны Жилиной, скончавшейся в 1860 году августа 22 дня. Жития ея было 40 лет.
Господи, прими дух мой с миром".
Наконец-то можно писать о том, что на Троицком погосте постепенно происходят изменения к лучшему!!
С уважением, Макс.
Re: Некрополь Суздаля и Суздальского уезда.
Протоиерей Суздальского Богородицерождественского собора Михаил Иванович Херасков скончался 9 сентября 1901 года на 65 году своей жизни.
Михаил Иванович Херасков (1836 - 1901 гг.) - замечательный русский общественный деятель, просветитель и педагог второй половины XIX в., к сожалению, мало изученный и неоправданно забытый, хотя в позапрошлом веке его знала вся Россия - по его учебникам занимались все Российские семинарии, его «Речи...», изданные в 1886 г. во Владимире, читали далеко за пределами родной губернии, десятки его учеников так же, как и он, прославились на всю страну своими добрыми делами... Н.Малицкий, преподаватель Владимирской духовной семинарии, автор трехтомного труда, посвященного 150-летию этого учебного заведения (отмечалось оно в 1900 году), уделивший М.И.Хераскову несколько страниц, в итоге написал о нем: «Для оценки деятельности... его... еще не наступило время».
Полный текст статьи о М.И. Хераскове: http://www.radonezh.ru/text/8509.html
Михаил Иванович Херасков (1836 - 1901 гг.) - замечательный русский общественный деятель, просветитель и педагог второй половины XIX в., к сожалению, мало изученный и неоправданно забытый, хотя в позапрошлом веке его знала вся Россия - по его учебникам занимались все Российские семинарии, его «Речи...», изданные в 1886 г. во Владимире, читали далеко за пределами родной губернии, десятки его учеников так же, как и он, прославились на всю страну своими добрыми делами... Н.Малицкий, преподаватель Владимирской духовной семинарии, автор трехтомного труда, посвященного 150-летию этого учебного заведения (отмечалось оно в 1900 году), уделивший М.И.Хераскову несколько страниц, в итоге написал о нем: «Для оценки деятельности... его... еще не наступило время».
Полный текст статьи о М.И. Хераскове: http://www.radonezh.ru/text/8509.html
С уважением, Макс.
Re: Некрополь Суздаля и Суздальского уезда.
Здравствуйте, Макс! А Вы не можете подсказать, по каким ориентирам можно найти надгробие Николая Николаевича Ртищева. Моя московская родственница сейчас в Суздале. Она ходила по кладбищу, но не отыскала этого надгробия.Макс писал(а):Под сим камнем погребено тело дворянина Николая Николаевича Ртищева. Родился 1854-го года июня 13-го дня, скончался 1878 года июля 28 дня.
(На обороте) Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут. Господи, прими дух его с миром.