ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО ОСТАЁТСЯ С НАМИ

Авторское издание Юрия Белова
Ответить
Аватара пользователя
Vesper
Купец второй гильдии
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 30 май 2010, 16:11

ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО ОСТАЁТСЯ С НАМИ

Сообщение Vesper »

ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО ОСТАЁТСЯ С НАМИ

Людмила Гурченко прожила яркую творческую жизнь. Внезапный сердечный приступ поставил точку в её биографии. Но всё, что успела сделать в искусстве Людмила Марковна, остаётся людям, то есть нам с вами. Прежде всего, фильмы – зримая память о редком музыкально-драматическом таланте. Людмила Гурченко была выдающейся актрисой советского кино, настоящей кинозвездой. Её можно сравнить только с Любовью Орловой.
Людмила Гурченко родилась, когда «зажглась» звезда Л.Орловой после выхода на экраны фильмов «Весёлые ребята» и «Цирк». Её собственная – с фильмом «Карнавальная ночь», премьера которого состоялась 28 декабря 1956 года. Зрители безоговорочно полюбили героиню Леночку Крылову и песенки в её исполнении, особенно про 5 минут… Народная артистка СССР Л.М.Гурченко немного не дожила до 55-летнего юбилея картины.
Партнёром Л.Гурченко, студентки актёрского факультета ВГИКа, по фильму был Юрий Белов, мой однофамилец. Не думал я, конечно, что судьба подарит мне встречи со знаменитой Людмилой Гурченко, потому что учился еще во втором классе средней школы провинциального городка, каким был Суздаль в 1950-х годах. Никто не предполагал, что скоро Суздаль станет настоящим киноградом на берегах Каменки.
Открытие Суздаля произошло на съёмках музыкального фильма-кинокомедии «Женитьба Бальзаминова» в постановке режиссёра К.Воинова, который собрал в свою творческую группу 13 (!) звёзд советского кино. Георгий Вицин, Лидия Смирнова, Инна Макарова, Надежда Румянцева, Нонна Мордюкова, Екатерина Савинова и др. Николаю Крючкову, Татьяне Конюховой и Людмиле Гурченко режиссёр предложил небольшие роли, но они согласились сниматься, и – не прогадали! Фильм получился шедевром.
Л.Гурченко играла Устеньку, подружку предполагаемой невесты Миши Бальзаминова Капочки (Ж.Прохоренко). Сыграла великолепно, нисколько не выпадая из ансамбля, хотя костюмных ролей в произведениях классики играть до этого не приходилось. Кадры с участием актрисы снимались в павильоне киностудии «Мосфильм».
В 1969 году Л.Гурченко было присвоено почетное звание Заслуженной артистки РСФСР. Но снималась она мало. «Второе дыхание» пришло в середине 1970-х годов. Режиссёр В.Трегубович снял Л.Гурченко в своих фильмах «Магистраль» и «Старые стены». Без танцев и песен – это были серьёзные картины на производственную тему. В «Старых стенах» Л.Гурченко играла Анну Георгиевну, директора ткацкой фабрики. Потом был фильм «Дневник директора школы».
Вот на сеансах этого фильма и состоялись творческие встречи зрителей с Л.М.Гурченко, организованные директором кинотеатра «Факел» (г.Владимир). 1975 год. Людмиле Марковне должно было исполниться 40 лет, но выглядела она моложе, как всегда. Я активно начал сотрудничать с владимирскими газетами «Комсомольская искра» и «Призыв», увлёкся фотографией, понимая, что это очень хорошее подспорье в журналистике.
Людмила Гурченко, не избалованная вниманием прессы в тот период, охотно согласилась побеседовать со мной: с именем Юрий Белов были связаны приятные воспоминания… Мы сидели в маленьком кабинете директора кинотеатра, я задавал вопросы, актриса – отвечала на них, с удовлетворением рассказывала о том, что снимается или будет сниматься в фильмах «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Двадцать дней без войны», «Мама», а потом позировала мне перед объективом моего фотоаппарата. Я сделал несколько портретов задумчивой артистки.
В 1981 году я фотографировал Л.Гурченко на съёмочной площадке фильма «Полёты во сне и наяву» (реж.Р.Балаян), проводившихся в г.Владимире и окрестностях. Её партнерами были два знаменитых Олега – Табаков и Янковский. Через девять состоялась третья встреча - на улицах областного центра, во время съёмок криминальной драмы «Нелюдь» по сценарию А.Вайнера. Людмила Гурченко играла одну из главных ролей. Съёмку сцен с участием известной актрисы в здание водонапорной башни (ныне здесь музейная экспозиция "Старый Владимир") приходил писатель и сценарист Аркадий Вайнер. Я его тогда принял за …режиссёра. Людмилу Марковну сопровождал муж С.Сенин. Это был 1990 год, «перестройка» подходила к концу – развалу Советского Союза и гибели советского кино.
Настали тяжелейшие времена для кинорежиссёров и киноактеров. От безысходности многие преждевременно уходили из жизни. Людмила Марковна, эта мужественная женщина и творческая подвижница, сумела выстоять и до последнего дня своей жизни продержаться «на плаву». Ей удалось снять даже свой художественный фильм «Пёстрые сумерки», где она выступила в качестве режиссёра, актрисы и композитора. Это был подарок к своему 75-летнему юбилею!
Творческий путь народной артистки СССР Людмилы Марковны Гурченко можно обозначить так: от «Карнавальной ночи» до «Пёстрых сумерек»…
Хочется выразить глубокую благодарность выдающейся актрисе за всё, что она сделала для отечественной культуры. Я горжусь тем, что творческая судьба Людмилы Марковны связана с нашим краем.

Юрий БЕЛОВ.
НА СНИМКЕ: кинорежиссёр Э.Рязанов и киноактриса Л.Гурченко. Л.Гурченко снималась в четырёх его фильмах: "Карнавальная ночь", "Человек ниоткуда" (1961) "Вокзал для двоих" и "Старые клячи".
Фото автора
P.S. Мечтаю переиздать свою книгу "В главной роли Суздаль". Но нужны деньги. Может быть, найдутся благотворители? Ю.Б.
Вложения
Рязанов и Гурченко 1.jpg
Ответить

Вернуться в «Вечерний звон»