Михаил ШЕМЯКИН в Суздале ещё не был

Авторское издание Юрия Белова
Ответить
Аватара пользователя
Vesper
Купец второй гильдии
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 30 май 2010, 16:11

Михаил ШЕМЯКИН в Суздале ещё не был

Сообщение Vesper »

МИХАИЛ ШЕМЯКИН В СУЗДАЛЕ ЕЩЁ НЕ БЫЛ

Михаил Шемякин всемирно известный художник в самом широком смысле этого слова: живописец, скульптор, мастер на все руки, искусствовед, театральный деятель. Высшего образования не получил. С 1957 по 1961 годы учился в средней художественной школе при Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры, но доучиться и получить диплом не дали. Виною был независимый характер юноши, самостоятельность мышления и своеобразного воплощения своих творческих идей и чувств. М. Шемякин был исключен из школы за «эстетическое развращение» своих однокурсников. Пришлось заниматься самообразованием и самоутверждением в искусстве и реальной жизни, работая почтальоном, вахтером и даже такелажником.
Творческие успехи раздражали собратьев по цеху, членов Союза художников СССР. Именно их художник считает виновниками того, что он в 1971 году был выдворен из страны, раньше талантливейшего артиста балета, тёзки Михаила Барышникова (1973), объявленного «невозвращенцем»(после завершения гастролей остался в Канаде) и писателя-антисоветчика А.Солженицына (1974). Все они со временем оказались за океаном, в США. М.Барышников и М.Шемякин жили в Нью-Йорке, а А.Солженицын в Вермонте, так называется один из штатов. Прожив в Америке более 20 лет, Михаил Шемякин вернулся во Францию, где жил в эмиграции первые 10 лет (1971-1981), поселился в купленном им старинном замке Шамуссо, недалеко от Парижа, и живёт с 2007 года там припеваючи, как говорится. Здесь Шемякин разместил мастерские, уникальную библиотеку, Институт философии и психологии творчества и мечтает превратить своё поместье в «бастион российской культуры на Западе». Он, конечно, великий труженик и организатор, выдающийся деятель культуры.
.. . Многие десятилетия М.Шемякин занимается выставочной и научно-исследовательской деятельностью, коллекционированием произведений искусства. За исследования искусства всех времён и народов художник М.Шемякин был удостоен пяти почётных докторских степеней. Он преподаёт в собственной художественной школе, учащихся набирает сам, проводя собеседования. Обеспечивает их всем необходимым, в том числе жильём. Один семестр учеба проходит во Франции, а второй – в России.
Давно уже М.Шемякин «воссоединился» с Россией. Президент В.Путин в центре С.-Петербурга, на ул.Садовой, 11 выделил ему помещение в 600 квадратных метров для размещения Фонда и выставок. В городе на Неве установлены три монумента скульптора М.Шемякина: Петру I в Петропавловской крепости (1991), жертвам политических репрессий (1995) и архитекторам-первостроителям С.-Петербурга (1995). Он автор надгробия на могиле киноактера С.Крамарова в американской Сан-Франциско(1997) и памятника своему другу Владимиру Высоцкому в г.Самаре (2008). Мать художника Юлия Предтеченская была актрисой, между прочим, вместе с Н.Черкасовым и Б.Бабочкиным снималась в фильме «Друзья»(1938), работала в цирке и театре.
В 1993 году М.Шемякин был удостоен Государственной премии России в области литературы и искусства, является народным художником Кабардино-Балкарии (это родина отца) и Адыгеи.
Я познакомился с художником и скульптором М.Шемякиным на III Санкт-Петербургском международном культурном форуме, проводившимся в декабре 2014 года, сразу после церемонии открытия, на одном из этажей здания Александринского театра. Все пространство было заполнено людьми, спускающимися в гардероб, знакомящимися и общающимися друг с другом. Михаил с кем-то беседовал. Узнав его с первого взгляда, я поздоровался и, улучив момент, спросил, не приходилось ли бывать ему в Суздале.
- Нет, - сказал он, - в Суздале я не был. Только слышал о нём и видел фотографии в изданиях.
- В таком случае, приглашаю вас посетить наш древний и очень красивый город, куда часто приезжают художники, фотографы и кинематографисты. Приезжайте, я вам всё самое интересное покажу!
Протянул я М.Шемякину свою визитку, потом сделал парочку-троечку кадров свой фотокамерой на память о неожиданной встрече и продолжил с другом путь вниз. Знал, что этот знаменитый художник живёт во Франции, был другом Владимира Высоцкого. Никак не думал, что наше знакомство продолжится. От разнообразия мероприятий форума глаза разбегались. Выбрал те из них, которые были связаны с 250-летием Государственного Эрмитажа: круглый стол «Первый среди равных: 250 лет Эрмитажу», церемония открытия после реставрации Собора во имя Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце, прогулка по новым выставочным пространствам (новая экспозиция искусства XIX-XXI веков) в восточном крыле Главного штаба и проч. И вот во время этой «прогулки», переходя из зала в зал, около одной из витрин с произведениями декоративно-прикладного искусства я вновь увидел М.Шемякина с супругой, в руках у которой был букет цветов. Было это 8 декабря вечером, перед праздничным концертом.
Я обрадовался, потому что после посещения круглого стола и осмотра основной экспозиции музея от одной из смотрительниц я узнал, что в начале 1960-х годов М.Шемякин работал в Эрмитаже не то кочегаром, не то такелажником (это рабочий, перемещающий картины с места на место). То есть, ныне знаменитый художник имеет непосредственное отношение к знаменательному юбилею! Здорово!
- Добрый вечер! Это вновь Юрий Белов из Суздаля. Как вас по имени-отчеству?
- Да можно просто Михаил.
- Хорошо. Михаил, я сегодня весь день провёл в Эрмитаже, этом уникальном музее. Потрясён увиденным. И вот мне сказали, что вы здесь когда то работали…
Я работал в Эрмитаже ровно 4 года, да.
- Очень интересно. Не могли бы немного рассказать об этом? Как попали в Эрмитаж, дело случая?
- Как я попал в Эрмитаж? Мне нужно было копировать картины, а копирование стоило очень дорого – 3 рубля в час. А моя получка –зарплата в Эрмитаже - 27 рублей 50 копеек. Нет, 28 руб.50 коп. Ну как? Копировать нужно год, поэтому государство понимало, что будут художники наниматься на дешевую работу для того, чтобы иметь право копировать. Таким образом я был грузчиком здесь, такелажником 4 года, а после работы где-то отлёживался час и шел в зал копировать работы старых мастеров, потому что я понимал: образование – это самое важное для художника. Сегодня, к сожалению, мы теряем профессионализм со страшной силой, как говорят новые русские. Поэтому Эрмитаж мне , очень много дал, и я думаю, не только для меня – для любого человека это святое место. Я знал Эрмитаж, когда он был тихий, всё было по-иному, но память об этих днях самая светлая.
- Когда Эрмитаж был лучше: тогда или сейчас?
-Вы знаете, почему лучше? Нет, сейчас очень много прибавилось экспонатов,экспозиции расширяются и прочее. Тогда просто дух был другой, понимаете? Вот тот дух, который был раньше, он мне больше нравился. Было больше вдумчивости, больше работало художников здесь. Сегодня, конечно, публики много, а ощущение: как будто это 60 % посетителей, знаете; ходят по залам, уставившись в витрины, как баран на новые ворота. Всё меняется.
- В какие годы вы работали в Эрмитаже?
- Я работал в 1960-е годы. В марте 1964 года здесь состоялась знаменитая выставка художников-такелажников, на которой основной фигурой был Михаил Шемякин. На второй день после открытия нашей выставки был снят с работы директор музея М.Артамонов – за то, что допустил такую оплошность идеологическую, а на его место заступил Борис Пиотровский, отец нынешнего директора.
- Ничего удивительного для того времени – Хрущёвская «оттепель».
Да. Так что я сыграл какую-то роль в судьбе семейства Пиотровских. Любопытно, что когда я первый раз после изгнания приехал в Ленинград, то меня довольно дружелюбно принял директор Эрмитажа Б.Пиотровский. Тогда была сделана фотография, которая хранится в моём архиве. На этой фотографии я сижу с директором Эрмитажа за столом и делаю запись, расписываюсь в книге почетных посетителей Эрмитажа. Борис Борисович, помню, сказал мне тогда: «Это книга для почетных гостей Эрмитажа. Будьте любезны расписаться». Я выполнил его просьбу. «А теперь посмотрите, после кого вы оставили автограф». Я посмотрел и очень удивился: моя подпись шла после росписи .. Президента США Рональда Рейгана! Довольно приятно было сознавать мне, бывшему чернорабочему, что я расписался в книге почетных гостей Эрмитажа после Президента Америки. На этот раз я привёз фотографию с собой и хочу передать Михаилу Борисовичу Пиотровском на память. Она имеет историческую ценность.
Я рассказал моему собеседнику, что в Суздале мне довелось видеть и фотографировать многих художников и деятелей культуры, в том числе из г.С-Петербурга: С.Н.Рериха, М.К.Аникушина, А.А,Мыльникова, академика Д.С.Лихачева…
- С которым я дружил, - подхватил Михаил. Лихачёв как раз делал всё для того, чтобы был памятник Петру I в Петропавловской крепости.
- Я всех знаменитых художников фотографировал в Суздале, Михаил. Теперь очередь за вами…
- Вы поговорите с моими сотрудниками об этом, с директором Фонда художника Михаила Шемякина,. Если это будет связано с какой-то выставкой, обменом выставками, то да, это возможно. В принципе, я не возражаю.
- У нас сейчас новый губернатор, который стремится развивать культурно-познавательный туризм, заинтересована в контактах. У нас во Владимире имеются хорошие выставочные площади.
- Вы завтра здесь будете?
- Буду.
- Давайте приходите завтра на открытие моей выставки. Садовая, 11. Рядом Невский проспект. Найдёте. На здании большими буквами написано: «Фонд художника Михаила Шемякина». Давайте я запишу ваши фамилии, потому что это закрытая выставка. Увидите интересную выставку, а потом я познакомлю вас с нашей директрисой, арт-директором; и может быть, мы будем делать обменные выставки. Мы занимаемся научной и экспозиционной деятельностью. Мои выставки улетали даже в Сибирь: Красноярск, Новосибирск. Первая моя персональная выставка, большая, проходила в 1967 году в Новосибирске, в Академгородке. Там были замечательные люди, да и сейчас они там живут. Так что давайте с арт-директором поговорите. Не забудьте, завтра в 7 вечера.
Это была удача. Мы с другом, Валерием Александровичем Брунцевым, который в 1970-х годах строил в Суздале Главный туристский комплекс турцентра, с большим удовольствием пришли на открытие выставки известного художника. Народу было довольно много. Все рассматривали эскизы к балетным спектаклям, костюмы, маски, фарфоровую посуду, изготовленную по эскизам художника, и многое другое, обменивались мнениями.
Через короткое время появился М.Шемякин, подошел к микрофону и начал общаться с заинтересованной публикой. Первым делом он поделился мыслями о международном культурном форуме.
- Я был приглашен официально на этот форум, - сказал он. – И решил откликнуться на просьбу. Побывал на всех интересующих меня площадках. В прошлом году я был приглашен как свадебный генерал, так мне показалось. Сидел за круглым столом, слова мне не дали. В этом году мне снова слова не дали. Но, по крайней мере, включили в программу с выставкой «Художник и театр», которая официально относится к культурному форуму. Я рад, что хотя бы таким боком принимаю участие в таком важном культурном процессе. Надеюсь, что со временем мне дадут и сказать что-нибудь: куда мы идём, куда мы движемся и что происходит в современном мире искусства.
Пока же организаторы форума считают, видимо, что я не дорос. Мало знает, мало жил на Западе, ничего нового не может сообщить. Но будем ждать, когда пригласят. А пока пользуйтесь этой выставкой, на мой взгляд, довольно любопытной. Здесь есть эскизы к балету «Коппелия» Л.Делиба, который никто не видел в Петербурге, потому что он был поставлен для Вильнюсского театра оперы и балета. Делали мы его вместе с Кириллом Симоновым. Его хореографию вы, наверное, хорошо знаете по «Щелкунчику», который был поставлен нами в Петербурге. И вот в январе В.Гергиев, оттаяв немного, решил в Мариинском театре снова позволить Шемякину показать свою работу. Билеты на балет уже все проданы, я точно знаю: нет ни одного А здесь вам, наверное, любопытно будет посмотреть, как делаются декорации, какие эскизы представлены. Вы знаете, что я балеты делаю в основном авторские: сам пишу либретто, работаю над костюмами, декорациями, над последней пуговицей на мундире и плюс по контракту отвечаю за все мизансцены – основные па танцев, иногда придумываю танцы. Вот, например, вы видели у меня два таких мопса: Бубу, который обожает танцевать, когда ему даёшь сыру, и Жужу. Вот у меня во Франции у всех персонажей простые французские имена – французы не любят напрягать себя. Как-то раз мы сидели и пили чай с Кириллом Симоновым. Говорю: «Посмотри, как танцует мой мопс Бубу» И дал кусочек сыра. Он завертелся. «Слушай, продолжаю, а я решил сделать танец Бубу. Их будет два». Кирилл говорит: «Гениально!». И вот мы сделали такую забавную сценку, и всегда мои мопсы вызывают аплодисменты, когда идёт постановка в Вильнюсе. Будем надеяться, что Гергиев окончательно размякнет и пригласит этот балет сюда. Наверное, для Сю-Петербурга это будет интересно.
Что касается моих планов, продолжает М.Шемякитн, то я сейчас пишу сценарий для такого сложного спектакля, который будет частично мюзиклом, частично рок-оперой и частично драмой. Это для замечательного театра с замечательным коллективом в 40 ребят, которые великолепно танцуют, владеют пластикой, искусством драматического актера. Я имею в виду театр Стаса Намина в Москве, создателя рок-группы «Цветы». Это замечательный режиссёр, человек, мы с ним дружим. Спектакль будет называться «Нью-Йорк-80». А посвящен он будет тем годам, когда в Нью-Йорке собралось много очень интересных русских людей, участвовавших в культурной жизни Нью-Йорка. Это Ю.Мамлеев, Э.Лимонов, Вайль и другие. И я как живой свидетель хочу это всё описать. Будет много документации, записей самих поэтов, таких как Генрих Худяков – замечательный московский поэт, который до сих пор живёт в Америке. Миша Юг, питерский поэт, его записи будут в живую идти. Кроме того, я еще фотографировал, всегда старался записать на магнитную ленту, на видео. Чувствовал: эти люди – история России.
Я сейчас работаю над тремя либретто: одно для Америки, второе – для Москвы. Моя театральная жизнь продолжается. Художник и театр – тема интересная, учитывая то, что моя мама была актрисой. Окончила у Зона курс в театральном институте г.Ленинграда, снималась в кино вместе с Черкасовым и Бабочкиным, потом ушла на фронт, потом работала какие-то годы, когда мы вернулись из Германии, в театре у Евгения Дэмини и даже в Париже она создала театр марионеток. Так что театральная жизнь меня окружала со всех сторон, учитывая то, что мой отец был создателем военного ансамбля песни и пляски «Джигиты Северного Кавказа» и сам превосходно танцевал, и заставлял меня танцевать в своё время, и я даже выступал в этом ансамбле. У меня с юных лет была тяга к театру Такова история этой выставки. А вообще, как сказал один поэт: Все мы смешные актёры в театре у Господа Бога». Театры бывают: комедии, драмы, оперы, балета. Мы живем сейчас, на мой взгляд, в театре абсурда. В этом есть своя прелесть.
Юрий БЕЛОВ,
Аватара пользователя
Абориген
Купец второй гильдии
Сообщения: 528
Зарегистрирован: 03 май 2010, 10:22

Re: Михаил ШЕМЯКИН в Суздале ещё не был

Сообщение Абориген »

Чего то все у вас смешалось....
Тоже самое, но по пунктам и развернуто! Особенно про Бубу и Жужу просим! Даешь ТЕАТР АБСУРДА!!!
Ответить

Вернуться в «Вечерний звон»